|
|
N°40, 11 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Произошла антиреформа, а не реформа"
"По составу правительство более или менее либеральное"
Георгий Сатаров, президент политологического фонда ИНДЕМ:
-- Мне кажется, что в принципе те структурные изменения, которые произошли в правительстве, никакого отношения к либеральным реформам не имеют. Я приведу пару примеров. Нам обещали, что будут разделены функции политического управления определенными сферами отношений, функции оказания услуг и функции контроля. Этого не произошло. Хотя появились отдельные ведомства, которые должны реализовывать эти две разные функции, но тем не менее ведомства, оказывающие услуги и осуществляющие контроль, подчинены министерствам. В этом нет никакой разницы с тем, что было раньше. Например, ведомство, которое должно осуществлять экологический контроль, подчинено министерству, которое эксплуатирует природные ресурсы. Это же министерство и создает для контролеров нормативную базу. Значит, ведомство экологического контроля должно контролировать работу министерства, которому оно подчиняется. Это невозможно эффективно осуществлять. В этом смысле произошла только смена вывесок, но не изменение в отношении функций. Более того, произошли шаги в негативную сторону. Например, теперь налоговая служба подчинена Министерству финансов. Раньше эти функции были разделены: отдельно собирались налоги, отдельно исполнялся бюджет Министерства финансов. А теперь Минфин будет устанавливать, сколько налогов нужно собрать, он же будет собирать налоги и потом их тратить. Это значит, что сколько бы они ни собрали, у них всегда будет возможность сказать, что собрано ровно столько, сколько нужно. Эти вещи совмещать и подчинять друг другу категорически нельзя, это шаг в антилиберальную сторону.
Что касается фигур общепризнанных либералов Кудрина и Грефа, то их наличие, по моему мнению, ничего не меняет. Они как были, так и остались в правительстве -- в этом смысле изменений не произошло. По составу правительство более или менее либеральное, таким оно было и раньше. Но структура правительства изменилась в худшую сторону, и теперь она менее либеральна, чем до этого. Произошла антиреформа, а не реформа.
"Пока нет оснований говорить, что эффективность работы правительства повысится"
Иван РОДИОНОВ, управляющий директор московского представительства компании AIG -- Brunswick Capital Management:
-- О том, какая структура правительства действительно нужна в России, не знает никто. Это чистой воды вкусовщина. Однако очевидно, что в современном государстве министерств должно быть меньше. Это показывает мировой опыт. Но есть разные примеры организации правительства.
Поэтому, во-первых, пока нет окончательной ясности в том, насколько хороша или плоха будет новая структура российского кабинета министров. Для меня, например, достаточно странно, что созданные федеральные службы и агентства находятся в подчинении министров. Будет ли смысл в том, что ранее независимые структуры теряют самостоятельность, а ранее существовавшие как департаменты министерств теперь становятся самостоятельными? В чем здесь заключается реформа?
Любая система управления достаточно сложна и противоречива. Это квадратики легко рисовать на бумаге, а как только теоретические схемы сталкиваются с жизнью, проявляются несоответствия, ведь чиновники-то остаются те же самые. Да и сами функции, переданные по указу президента министерствам, федеральным службам и агентствам, вызывают вопросы.
Во-вторых, на мой взгляд, реформу структуры правительства надо увязывать с изменениями в администрации президента. В нашей истории были прецеденты, когда в ЦК существовали отраслевые отделы, которые занимались тем же, что и министерства. И пока никто не сказал, будет так или по-другому.
С другой стороны, вектор преобразований задан понятный, система должна быть проще. А жизнь будет вносить свои коррективы. Думаю, что в течение года система претерпит существенные изменения: появятся новые вице-премьеры, новые министерства. Всегда так в России было, есть и будет.
Пока нет оснований говорить, что эффективность работы правительства повысится. Естественно, пришли новые люди, они что-то изменят. Но, с другой стороны, в базисных вещах ясности нет. Во всех западных устоявшихся обществах есть традиция: министр -- это политическая фигура, сменяемая. А замы не уходят вместе с министром. Это профессионалы, которые многие годы занимаются определенным участком работы как технические фигуры. У нас такая система принципом реформы не стала, хотя, на мой взгляд, она разумна. В России подробные профессионалы находятся обычно на более низком уровне, например, начальников департаментов.
Евгений ЯСИН: "Если кто-то думает, что существенно сократится число чиновников, то он ошибается"
В целом я удовлетворен составом нового правительства, насколько вообще можно быть удовлетворенным в данной ситуации. Для меня ключевым фактором является то, что в составе правительства на своих постах остаются Алексей Кудрин и Герман Греф -- это знаковые фигуры, которые означают, что курс на либеральные экономические реформы будет продолжен. Что касается структуры, то, честно говоря, я не придаю большого значения сокращению количества министерств, потому что на моей памяти это все происходило несколько раз. Есть некое естественное разделение функций по определенным секторам, их хочешь объединяй, хочешь разъединяй -- все равно сами функции останутся. Например, объединение здравоохранения и социального развития вместе с трудом: можно их объединять, а можно и нет. Это не окажет никакого влияния на развитие событий. Если кто-то думает, что от этих объединений существенно сократится число чиновников или их влияние, то он ошибается. А вот объединение науки и образования -- это, по-моему, разумно, как и объединение промышленности и энергетики. Что касается внешней политики, то г-н Лавров имеет хорошую репутацию в западных политических и демократических кругах. Однако курс внешней политики все равно определяет президент.
Наконец, назначение Дмитрия Козака руководителем аппарата мне не совсем понятно. Я был убежден, что президент станет в большей степени на него опираться и, стало быть, продвигать. А перенесение Козака в правительство на пост руководителя аппарата не является для него повышением. Можно ожидать, что он будет нести ответственность за всю административную реформу, а это похоже на то, чем было в советские времена сельское хозяйство.
Александр ШОХИН: "Серьезный шаг по пути упорядочения структуры правительства"
Структура правительства, конечно, неидеальна по отношению к предложениям, которые год назад выдвигал РСПП. Поскольку, во-первых, не упразднена отраслевая структура управления, а во-вторых, пока еще ничего нельзя сказать о ведомствах второго уровня, таких как федеральные службы и федеральные агентства. Неясно, как будут выглядеть органы государственного надзора, сколько их будет, как они будут субординированы, будут ли они подчиняться министрам или выходить на более высокий уровень управления. От этого во многом зависит оценка эффективности предложенной структуры. Однако в целом сделан серьезный шаг по пути упорядочения структуры правительства в соответствии с принципами административной реформы. Идеальной конструкцией была бы передача отраслевых функций в области промышленности и сельского хозяйства Министерству экономики с созданием агентства сельского хозяйства и промышленных агентств, которые реализовывали бы отраслевые функции, но без формирования политики в этих областях.
Что касается персональных назначений, то многие из них были ожидаемы, в частности, просматривался тот факт, что вице-премьеры Кудрин и Гордеев сохранят свои позиции. Но то, что Борис Алешин не получил министерского поста в правительстве, для многих неожиданно. Некоторая непредсказуемость касается назначений глав Минтранса, Минприроды, Минкультуры. Но эти назначения и не носят судьбоносного характера.
Самое интересное в нынешнем кабинете -- назначение Дмитрия Козака на пост руководителя аппарата. Это означает, что в правительстве будет человек, исполняющий функции если не комиссара, то полномочного представителя президента при правительстве. Он будет в большей мере заниматься административной реформой, взаимодействием с высшими судами и палатами федерального парламента. При том, что он еще будет выполнять функции главы аппарата, это вице-премьерская позиция. Я не исключаю, что должность Козака будет в дальнейшем называться «руководитель аппарата -- вице-премьер».
Максим ДИАНОВ: "Со времен Гайдара это у нас самое молодое правительство"
Михаил Фрадков уже раньше говорил о трехуровневой структуре, и этой первый шаг на пути реализации административной реформы. Сокращение министерств тоже понятно: с точки зрения оперативного управления безусловно 17 министерств гораздо более эффективны, чем предыдущее правительство с лишними министерствами. Но проблема в том, что федеральные службы и агентства будут подчинены разным министерствам. Например, Минатом будет подчиняться Минпромышленности, Минобороны и Минэнергетики. С точки зрения исполнения функций это, возможно, создаст трудности, надо будет выбирать, распоряжение какого министра выполнять в первую очередь.
С точки зрения персоналий, по-моему, надо обратить внимание на то, что со времен Гайдара это у нас самое молодое правительство. Все люди примерно одного возраста, с 49-го по 60-й год рождения. Все с одним опытом, поэтому конфликтов быть не должно.
Назначение Дмитрия Козака главой аппарата правительства -- самое логичное, с моей точки зрения. Раньше у нас руководитель аппарата занимался техническими функциями, потом Бабичев стал первым руководителем аппарата в ранге министра, а сейчас Козак стал действующим министром. Это показывает, какое большое значение придает президент административной реформе. Козак один из ее идеологов и авторов, ему и поручено ее исполнять. А поскольку аппарат у нас решает гораздо более серьезные вещи, чем ряд министерств, то это вторая или третья должность в правительстве, то есть назначение с повышением.
В целом преемственность нового кабинета по отношению к кабинету Касьянова очевидна: только четыре человека раньше в правительстве не работали, остальные занимали посты заместителей или первых заместителей. Очевидно, что будет продолжен курс либеральных реформ, об этом свидетельствует то, что экономико-финансовый блок сохранен за Алексеем Кудриным и Германом Грефом.
Записали Наталья РОЖКОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ