|
|
N°40, 11 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Профессорская забастовка
Левый марш французской науки
Тринадцать французских профсоюзов, объединяющих в своих рядах ученых и научных работников, провели 24-часовую забастовку. В крупнейших научных центрах страны -- Бордо и Марселе, Нанте и Ренне -- прошли манифестации ученых и служащих научно-исследовательских центров. В Париже из-за демонстрации был оцеплен весь Латинский квартал. Около тысячи директоров и заведующих научными лабораториями ушли в отставку в знак протеста против того, что правительство не предпринимает срочных мер по финансированию и развитию науки. Таков итог провалившихся переговоров между правительством и представителями французской научной общественности.
О плачевном состоянии науки в сегодняшней Франции говорит даже Клоди Энере -- министр-делегат, отвечающий за развитие науки. Первая француженка, побывавшая в космосе, охарактеризовала систему организации научных исследований как "раздробленную, тяжелую и заадминистрированную". Если так будет продолжаться и впредь, Франция окажется вскоре в научном плане на уровне развивающихся стран.
Премьер Жан-Пьер Раффарен заявил газете "Либерасьон", что испытывает по поводу происходящего «глубокую грусть». Он обещал дополнительно вложить в ближайшие годы в развитие науки как минимум 3 млрд евро, но ученые расценивают этот широкий жест как откровенную демагогию. "Эти 3 млрд были обещаны Жаком Шираком еще в дни его предвыборной кампании, -- утверждает Ален Тротман, исследователь из парижского медицинского центра "Кошен". -- Причем президент, бывший тогда кандидатом в президенты, говорил о 3 млрд евро в год! Получается, государство задолжало нам не менее 10 млрд евро".
В изданиях, близких к правительственным кругам, протесты деятелей науки пытаются представить как результат интриг левых сил. Дескать, Ален Тротман, ставший лидером ассоциации "Спасем науку", возникшей буквально из ничего совсем недавно и объединившей за два месяца в своих рядах около 61 тыс. ученых и научных работников, симпатизирует троцкистам и состоял ранее в компартии. Властям кажется подозрительным, что штаб-квартира мятежников прописалась в здании парижской мэрии, управляемой социалистами и "зелеными", и провела там во вторник свою генеральную ассамблею.
Однако многие французские политики считают опасным и неразумным сводить суть конфликта между учеными и правительством к идеологическому противостоянию. Как заявил Франсуа Бэйру, вожак центристов, "наука во Франции переживает настоящий глубокий кризис", и государство обязано сделать "жест примирения по отношению к ученым, которые вовсе не представляют собой движение оппозиционно настроенной левой интеллигенции".
Предложения правительства и в самом деле выглядят противоречиво. С одной стороны, Жан-Пьер Раффарен отказывается поднять оклады научным работником и создать, как те требуют, 500 новых рабочих мест, что стоило бы бюджету всего 20 млн евро в год. С другой стороны, он обещает вложить в научную сферу целых 3 млрд евро на протяжении трех ближайших лет. Правда, появятся эти деньги не раньше будущего лета, и поступят они в еще не созданный так называемый Национальный комитет во имя будущего науки. Что это за орган? Кого он будет представлять, кроме двух академиков, ставших излюбленными собеседниками главы правительства за последние дни?.. Это научным работникам сегодня неясно, и они готовы идти в конфликте с правительством до конца. В этом затяжном перетягивании каната еще не сказал своего последнего слова Жак Ширак. Пока что хозяин Елисейского дворца лишь предлагает организовать в парламенте будущей осенью дебаты, посвященные разрабатываемому закону о планировании научных исследований.
Петр РОЗВАРИН, Париж