Время новостей
     N°39, 10 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.03.2004
Китайцы ждут российскую нефть
Sinopec предлагает ЛУКОЙЛу и ЮКОСу создать СП
Китай продолжает искать способы обеспечить растущие потребности страны в энергоносителях и не оставляет попыток внедриться на российский рынок, несмотря на неудачи, которые преследовали его на этом пути. Теперь проникнуть в российские нефтегазовые проекты восточные компании намерены с помощью ЛУКОЙЛа и ЮКОСа. Как заявил вице-президент Sinopec Ван Джимин, сейчас холдинг ведет предварительные переговоры с российскими партнерами о создании совместных предприятий.

Спрос на энергоносители в Китае постоянно растет. В 2003 году страна импортировала рекордное количество сырой нефти -- более 91 млн тонн, что на 31% больше, чем в 2002-м. При этом спрос продолжает увеличиваться: в прошлом году он вырос на 10% и составил 252 млн тонн, из них в стране произведено лишь 169 млн тонн, к тому же объем добычи собственной нефти в 2003 году снизился на 1,5%. По прогнозам экспертов, к 2020 году потребность динамично развивающейся китайской экономики в нефти может достичь 400 млн тонн в год. В связи с этим Пекин постоянно пытается увеличить собственное производство и импорт нефти, а также диверсифицировать поставки сырья из-за рубежа. Правда, в этом году импорт нефти увеличится незначительно -- всего на 5%, что объясняется ограниченными возможностями инфраструктуры. Предполагалось, что в Дацин (Китай) из Восточной Сибири будет построен нефтепровод мощностью до 30 млн тонн нефти в год. Инициатором проекта выступал ЮКОС. Однако недавно правительство решило отдать предпочтение альтернативному проекту -- нефтепровод из Тайшета в Находку позволит России не замыкаться на Китае, а выйти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В Китай же российская нефть пока пойдет по железной дороге. Планируется, что в этом году объем перевозок нефти этим путем из России в Китай возрастет более чем вдвое, до 3,86 млн тонн сырой нефти. В 2005 году -- до 5,5 млн, а в 2006-м -- до 10 млн тонн. В перспективе железнодорожники обещают довести транспортировку нефти в Китай до 30 млн тонн ежегодно.

В Китае не теряют надежды добывать нефть в России, хотя пока попытки проникнуть на ее рынок не увенчались большим успехом. Вспомнить хотя бы намерение государственной нефтяной компании Китая (CNPC) поучаствовать в приватизации «Славнефти». Незадолго до конкурса холдинг снял свою заявку. По слухам, за это российские власти обещали своим соседям строительство трубопровода Ангарск--Дацин. Теперь, как сообщил корреспонденту агентства Интерфакс-Китай вице-президент Sinopec Ван Джимин, его компания «находится на стадии предварительных переговоров с двумя российскими компаниями ЛУКОЙЛом и ЮКОСом». «Sinopec интересуют прежде всего проекты по добыче углеводородного сырья, однако мы не хотим фокусироваться только на этом. Мы готовы рассмотреть возможность совместных проектов и в области переработки углеводородов. Неудачи нас не смущают. Они только учат, как делать правильно. Я надеюсь, что выход на российский рынок нам помогут обеспечить партнеры», -- сказал г-н Джимин.

В ЮКОСе отказались комментировать его слова. В ЛУКОЙЛе также заявили, что «пока комментировать нечего, если появятся реальные договоренности, об этом станет известно».

О своем желании сотрудничать с ЮКОСом китайцы заявляют не впервые. Еще в 2001 году сообщалось, что Sinipec и российская компания ведут переговоры о совместной разработке ряда месторождений, принадлежащих «Томскнефти» («дочка» ЮКОСа). Аналитик ИК «НИКойл» напоминает, что до своего ареста Михаил Ходорковский, занимавший тогда пост председателя правления ЮКОСа, заявлял о намерении сделать свою компанию международной, для этого холдинг был готов обмениваться своими активами с иностранными партнерами.

Что касается ЛУКОЙЛа, то, по мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Царегородцева, не исключено его сотрудничество с китайцами в Казахстане, где компания Вагита Алекперова уже участвует в проектах «Карачаганак», «Кумколь» и «Достык». Как известно, из Казахстана в Китай будет построен нефтепровод мощностью 10 млн тонн нефти в год с последующим удвоением его пропускной способности. Работы по его сооружению начнутся в июле.

Денис РЕБРОВ