|
|
N°39, 10 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Административный фейерверк
Владимир Путин легализовал "теневое" правительство
Кандидат в президенты России Владимир Путин по максимуму использовал доступный ему административный ресурс. Он не только уволил одно правительство и назначил другое, но и провел реформу исполнительной ветви власти, которую наиболее впечатлительные члены утвержденного вчера кабинета назвали «самой серьезной за сто лет».
Отправляя в отставку кабинет Михаила Касьянова, президент сообщил, что его решение «продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта 2004 года». Нельзя сказать, что выбор новым премьером Михаила Фрадкова и утверждение нового состава правительства давали ясное представление о курсе. Как не дают такого представления поистине революционные перемены в структуре власти и их идеологическое обоснование. Реализована одна из двух идей, выработанных Кремлем в прошедшие четыре года: уровень ответственности министров повышен до «политического» (о необходимости чего на заре разработки административной реформы говорил еще глава администрации президента Александр Волошин), но правительство парламентского большинства пока не встраивается в новую «вертикаль». Председатель Госдумы и лидер «Единой России» Борис Грызлов, неделю назад лишившийся надежд возглавить кабинет министров, вчера был разочарован еще раз. В правительство (за исключением заранее объявленного назначения вице-премьером Александра Жукова) попали в лучшем случае «сочувствующие», но не члены его партии. Г-ну Грызлову пришлось выражать удовлетворение профессионализмом назначенцев: «Определенный президентом курс должен реализовываться командой профессионалов, которым доверяет сам президент».
Итак, вместо сложной системы с более чем двумя десятками министерств, госкомитетами, службами, агентствами и фондами, правительство выстроено, как поясняют кремлевские чиновники, по принципу «разделения на три соподчиненных уровня органов исполнительной власти». На первом уровне находятся 14 федеральных министерств, которые «вырабатывают политику и принимают нормативные правовые акты» и одновременно не имеют права выдавать лицензии, принимать решения в отношении конкретных юридических или физических лиц, а также управлять государственным имуществом. Руководителей всех 14 министерств Владимир Путин утвердил своими указами еще до того, как премьер Фрадков представил их президенту перед телекамерами. Второй уровень - федеральные службы. Они обязаны надзирать «за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом, но не вправе устанавливать для них правила поведения». И на третьем уровне размещаются федеральные агентства, которые оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом, а также выступают заказчиками по федеральным целевым программам и финансируют подведомственные учреждения.
Функционально новая система исполнительной власти приобрела вполне убедительный вид, а по уровню полномочий проведена своего рода «деноминация»: неуклонно разраставшийся в прошлые годы класс вице-премьеров заменен на широкий класс «мощных» министров. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, считает, что порядка трех месяцев уйдет на ликвидацию упраздненных ведомств, но уже «с 15 марта будет нормально работающее правительство».
Отладка системы поручена ее автору - Дмитрию Козаку, разрабатывавшему проект административной реформы на посту первого заместителя главы администрации президента. Вчера он был назначен руководителем аппарата правительства в ранге министра (г-н Козак уже занимал эту должность в правительстве Владимира Путина в 1999--2000 гг.). Напутствуя г-на Козака, Владимир Путин вчера заявил: «Меняется роль аппарата, который из параллельного теневого правительства должен превратиться в эффективный и современный инструмент администрирования». Известные борцы с «параллельным теневым правительством» гг.Кудрин и Греф поспешили поприветствовать назначение г-на Козака и элегантно возложить на него ответственность за внедрение реформы. «Роль аппарата в настоящий момент - важнейшая, нужно разработать регламенты, а также режимы взаимодействия между министерствами. В ближайший год-два от руководителя аппарата правительства будет зависеть очень много и в данном случае альтернативы кандидатуре Козака не было», -- поделился своими соображениями с журналистами Герман Греф. А Алексей Кудрин хотя и назвал назначение г-на Козака «абсолютно знаковым событием», все-таки напомнил о существовании премьер-министра: «Успешное завершение реформирования кабинета министров под руководством Михаила Фрадкова требует особой роли в этом процессе руководителя аппарата правительства». По стечению обстоятельств сам г-н Козак в данный момент руководит предвыборным штабом кандидата в президенты Владимира Путин. Так что вчерашний день принес ему много хлопот: для начала он был вызван из отпуска на работу в администрацию, стремительно назначен в Белый дом, после чего так же стремительно ушел в отпуск с новой работы, дабы продолжить подготовку своего кандидата к выборам.
Кадровых сенсаций в новом кабинете почти нет - если, разумеется, не считать лишения постов целого ряда влиятельнейших чиновников. К сенсационным можно отнести появление в команде Путина--Фрадкова делегированного «Северсталью» Игоря Левитина во главе министерства транспорта и связи, пермского губернатора Юрия Трутнева во главе министерства природных ресурсов и ректора Московской консерватории Александра Соколова во главе министерства культуры и информации.
Под личным контролем премьера оставлены две службы - по регулированию финансовых рынков (экс-ФКЦБ) и антимонопольная (экс-МАП). По словам Михаила Фрадкова, обе они имеют «межведомственный характер и являются фактически макроэкономическими регуляторами». «Имея в виду важность этих вопросов и необходимость повышения административного значения», глава кабинета попросил Владимира Путина разрешения лично контролировать службы. Президент сказал «Хорошо». Источники газеты «Время новостей» в Кремле не смогли прояснить, какая судьба ждет Игоря Костикова и Ильи Южанова, руководивших упраздненными ФКЦБ и МАП.
Что же касается единственного вице-премьера в новом правительстве Александра Жукова, то очень похоже, что при нынешнем усилении министров он в лучшем случае будет осуществлять координационную деятельность в ставшей сейчас практически философской макроэкономической сфере. По крайней мере три руководителя располневших министерств-монстров выглядят куда внушительнее г-на Жукова. Это самый укрупнившийся из всех - Герман Греф, который поглотил не только все имеющееся имущество страны, но и таможню, управление тарифами и часть антимонопольных функций. Глава Минфина Алексей Кудрин хотя и потерял вице-премьерский статус, зато расширил свое ведомство за счет налоговой службы. И глава министерства промышленности и энергетики Виктор Христенко, получивший в непосредственное подчинение отрасли, которые в прежнем кабинете курировали два вице-премьера. Г-н Кудрин уже заявил, что «любой министр в новой структуре кабинета обладает значительно большими полномочиями и ответственностью, чем любой вице-премьер старой структуре». Если посмотреть, что на практике значит усиление министров, то, помимо ведомственного укрупнения и контроля над матсредствами, они получили в свои руки серьезный административный ресурс. А именно -- кадровый. Министры будут теперь представлять премьеру к назначению и увольнению руководителей федеральных служб, по сути, главы служб станут подчиненными министров.
Оценить эффективность новой конструкции пока невозможно. Скептики вообще считают, что она нисколько не гарантирует ни от роста чиновного аппарата, ни от роста его административной мощи. Тем не менее, вчера в центре Москве царил оптимизм: вечером на Васильевском спуске был дан фейерверк.
Кабинет семнадцати
Фрадков Михаил Ефимович, премьер-министр РФ.
Родился 1 сентября 1950 г. в селении Курумоч Красноярского района Куйбышевской области. С мая 1999 г. по март 2000 г. -- министр торговли РФ. В мае 2000 г. назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности РФ. В марте 2001 г. назначен директором Федеральной службы налоговой полиции РФ. В марте 2003 г. после упразднения ФСНП назначен полномочным представителем России при ЕС в ранге федерального министра. В июне 2003 г. назначен специальным представителем президента по вопросам развития отношений с Европейским Союзом. 5 марта 2004 г. указом президента России Владимира Путина назначен премьер-министром.
Жуков Александр Дмитриевич, вице-премьер.
Родился 1 июня 1956 г. в Москве. До последнего времени -- первый вице-спикер Государственной думы Федерального Собрания РФ.
Козак Дмитрий Николаевич, руководитель аппарата правительства -- министр РФ.
Родился 7 ноября 1958 г. в Кировоградской области Украинской ССР. В августе 1999 г. назначен руководителем аппарата правительства -- министром РФ. В июне 2000 г. стал заместителем руководителя администрации президента РФ. В октябре 2003 г. назначен первым заместителем руководителя администрации президента РФ.
Иванов Сергей Борисович, министр обороны РФ.
Родился 31 января 1953 г. в Ленинграде. С августа 1998 г. -- заместитель директора ФСБ, с ноября 1999 г. -- секретарь Совета безопасности РФ. С марта 2001 г. -- министр обороны РФ. Генерал-лейтенант запаса.
Нургалиев Рашид Гумарович, министр внутренних дел РФ.
Родился 8 октября 1956 г. в г. Жетыгаре Кустанайской области Казахской ССР. В 2002 г. назначен на должность первого заместителя министра внутренних дел России, в конце 2003 г. назначен временно исполняющим обязанности министра внутренних дел РФ. Генерал-полковник милиции, кандидат экономических наук.
Шойгу Сергей Кужугетович, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Родился 21 мая 1955 г. в г. Чадане Тувинской АССР. С 1991 г. -- председатель Госкомитета, с ноября 1994 г. -- министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С января 2000 г. одновременно стал вице-премьером РФ. 18 мая 2000 г. вновь назначен главой МЧС. Генерал армии, Герой Российской Федерации.
Чайка Юрий Яковлевич, министр юстиции РФ.
Родился в 1951 г. в г. Николаевске-на-Амуре. С августа 1999 г. -- министр юстиции РФ.
Греф Герман Оскарович, министр экономики и торговли.
Родился 8 февраля 1964 г. в Казахстане. С 18 мая 2000 г. -- министр экономического развития и торговли РФ.
Кудрин Алексей Леонидович, министр финансов РФ.
Родился 12 октября 1960 г. в Латвии. С мая 2000 г. -- вице-премьер -- министр финансов РФ.
Зурабов Михаил Юрьевич, министр здравоохранения и социального развития РФ.
Родился 3 октября 1953 г. в Ленинграде. С мая по сентябрь 1998 г. -- первый заместитель министра здравоохранения РФ. С октября 1998 по май 1999 г. -- советник президента РФ по социальным вопросам. С мая 1999 г. -- председатель правления Пенсионного фонда РФ.
Христенко Виктор Борисович, министр промышленности и энергетики.
Родился 28 августа 1957 г. в Челябинске. С января 2000 г. -- вице-премьер РФ. После отставки Михаила Касьянова в феврале 2004 г. был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства РФ.
Трутнев Юрий Петрович, министр природных ресурсов.
Родился 1 марта 1956 г. в Перми. С декабря 2000 г. -- губернатор Пермской области.
Левитин Игорь Евгеньевич, министр транспорта и связи РФ.
Родился в 1952 г. в пос. Цебриково Одесской области Украинской ССР. До последнего времени -- заместитель генерального директора ОАО «Северстальтранс».
Гордеев Алексей Васильевич, министр сельского хозяйства и рыболовства РФ.
Родился 28 февраля 1955 г. во Франкфурте-на-Одере (ГДР). С 20 мая 2000 г. -- вице-премьер -- министр сельского хозяйства РФ.
Лавров Сергей Викторович, министр иностранных дел РФ.
Родился 21 марта 1950 г. в Москве. В 1992--1994 гг. -- заместитель министра иностранных дел России. С 1994 г. -- постоянный представитель РФ при ООН.
Фурсенко Андрей Александрович, министр образования и науки.
Родился 17 июля 1949 г. в Ленинграде. В 2001 г. назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ, в июне 2002 г. -- первым заместителем министра. С октября 2003 г. исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий.
Соколов Александр Сергеевич, министр культуры и массовых коммуникаций.
Родился 8 августа 1949 г. в Ленинграде. С марта 2001 г. -- ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Вера КУЗНЕЦОВА, Андрей ДЕНИСОВ