|
|
N°40, 11 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Награда за смелость
На московские экраны выходит «Монстр»
Про этот фильм, возможно, вообще не следовало бы говорить, если бы не полный набор призов, которые Шарлиз Терон получила за главную роль. В Берлине ей досталась половинка «Серебряного медведя», «Золотой глобус» предпочел ее всем другим, в том числе Уме Турман, номинированной за фильм «Убить Билла», после чего никто не сомневался, что «Оскар» ей тоже дадут. Дали. При этом фильм, вышедший в прокат в США 24 декабря (хорошенький рождественский подарок), собрал за все это время всего 15 млн долл., то есть имеет результат весьма посредственный. И правильно, потому что смотреть его скучно.
В основе фильма реальная история женщины-убийцы Эйлин Уорнос, за девять месяцев 1989 года застрелившей семерых мужчин, польстившихся на ее услуги придорожной проститутки. 9 октября 2002 года во Флориде эта дама была отправлена на электрический стул, отсидев в камере смертников 12 лет (столько времени понадобилось, чтобы, наконец, решиться на исполнение смертного приговора).
Режиссер-дебютант Петти Дженкинс сама написала сценарий по этой жутковатой уголовщине, в котором попыталась исследовать причину, приведшую героиню к преступлению. Когда она предложила Шарлиз Терон роль в своем фильме, красавица-актриса так вдохновилась, что сама взялась картину продюсировать. Но и это еще не все. Она специально поправилась на не то на 15, не то на 25 фунтов, по полтора часа сидела в гримерке, пока на ее прозрачную кожу наносили килограмм веснушек, позволила испортить голливудскую улыбку, искривив и пожелтив зубы. И за весь этот кошмар получила полный набор призов. Но точно ли они достались актрисе только за мужество, с которым она изуродовала свою внешность? Только ли пример прошлогодней лауреатки Николь Кидман, удлинившей свой нос для роли Вирджинии Вульф в фильме «Часы», или было что-то в этой истории, показавшееся актрисе очень важным?
Главная коллизия фильма -- драма, происходящая в душе очень искренней и одинокой героини, встретившей человека, в любовь которого она поверила. Ну и что, что человеком этим оказалась женщина. Терон вовсе не собирается сосредотачиваться на проблемах однополой любви. Ее интересует, как в человеке, никогда не знавшем тепла и счастья и с детства получавшем одни оскорбления, просыпается надежда на свою долю счастья. А счастье, полагают создатели фильма, -- это когда ты кому-то нужен. Даже если этот кто-то -- не слишком симпатичная, эгоистическая буржуазка, убежавшая из дома ради удовлетворения своих незатейливых прихотей (ее играет Кристина Риччи). Терон старательно изображает, как Эйлин Вурнус пытается добиться успеха в жизни теперь, когда ей есть для кого стараться: сначала ходит по конторам, наивно рассчитывая на получение хорошо оплачиваемой работы, а отчаявшись, вновь принимается за прежнее ремесло. Плохо только, что ни сама актриса, ни ее неопытный режиссер не понимают, как сделать это по-настоящему увлекательным. Терон выпячивает нижнюю губу, раскачивает плечами и бедрами, корчит рожи, но все равно выглядит на удивление фальшиво.
Риччи играет гораздо убедительнее -- ее маленькая стервочка, инфантильная крошка из религиозной семьи, соблазнившая старшую подругу своей субтильностью и доверчивой готовностью подчиняться, получилась куда более узнаваемым персонажем. Но увы, ее жажда удовольствий, готовность закрыть глаза на способы их удовлетворения и итоговое предательство -- слишком жалкий материал для полнометражной драмы.
Что же касается серии убийств и демонстрации жертв в полной гамме -- от законченного подонка (насилием спровоцировавшего до той поры невинную проститутку схватиться за револьвер) до добродетельного отца семейства (остановившегося не из похоти, а из сострадания), то они интересуют автора фильма только в качестве иллюстрации к нехитрой сентенции «Коготок увяз, всей птичке пропасть».
В общем, компания из трех барышень хотела хорошего, вышло же типичное «как всегда» -- банальная история про душевную проститутку, которая полюбила, да замуж не вышла. И то, что предал ее не красавец Рауль, а будничная барышня из приличной семьи, по сути, дела не меняет.
Алена СОЛНЦЕВА