|
|
N°38, 05 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МВФ остался без Келера
Главе фонда предложили стать президентом Германии
Сложности внутриполитической ситуации в ФРГ неожиданно и весьма серьезно отразились на работе Международного валютного фонда. Директор-распорядитель МВФ Хорст Келер вчера скоропостижно покинул свой пост, поскольку 23 мая он со стопроцентной вероятностью будет избран федеральным президентом Германии. Об этом вчера в полдень по вашингтонскому времени сам г-н Келер объявил совету директоров МВФ, изумленному таким стремительным развитием событий. Исполнять обязанности главы фонда временно будет первый заместитель директора-распорядителя Энн Крюгер.
До МВФ доходили слухи о том, что кандидатура г-на Келера рассматривается на пост президента Германии. Однако сам он не подавал сигналов о том, что эти слухи имеют под собой серьезные основания. Более того, ожидалось, что глава МВФ не только доработает до истечения своего контракта в мае 2005 года, но и имеет хорошие шансы остаться на второй срок. Однако в ночь со среды на четверг две наиболее влиятельные оппозиционные партии Германии -- ХДС/ХСС и СвДП -- после длительных дискуссий окончательно и для многих неожиданно сошлись на кандидатуре Хорста Келера на пост президента ФРГ. Поскольку христианские демократы вместе со свободными демократами располагают в федеральном собрании (именно оно согласно конституции Германии выбирает президента) большинством, то имя преемника социал-демократа Йоганнеса Рау смело можно считать названным. Тем самым была окончательно отклонена кандидатура главы парламентской фракции ХДМ/ХСС Вольфганга Шойбле, за которым тянется «хвост» (хотя, как принято считать, и отмытый) финансовых афер экс-канцлера Гельмута Коля. В финальном раунде переговоров обеих партий наряду с именем г-на Келера фигурировала кандидатура министра культуры земли Баден-Вюртемберг Аннетте Шаван.
Если Германия, похоже, счастливо решила проблему преемника для Йоханнеса Рау, то МВФ уже во второй раз рискует попасть в долгую и склочную кампанию по согласованию кандидатуры директора-распорядителя. Напомним, что имя Хорста Келера возникло лишь после того как ФРГ безуспешно убеждала других акционеров фонда в достоинствах тогдашнего замминистра финансов Германии Кайо Кох-Везера. Альтернатива в лице тогдашнего первого замдиректора фонда Стенли Фишера выглядела куда убедительнее, но не соответствовала традиции разделения сфер влияния, в соответствии с которой европеец должен руководить МВФ, а представитель Америки - Всемирным банком. В результате Германия согласилась уступить одну из международных должностей, «передвинув» Хорста Келера с поста главы Европейского банка реконструкции и развития (его занял француз Жан Лемьер) в МВФ.
Долгие и скандальные дебаты четыре года назад вынудили акционеров МВФ задуматься об отказе от традиций и создании более формального режима назначения директора-распорядителя. Для этого даже был создан специальный комитет, который представил акционерам фонда объемный доклад. Но до сих пор, насколько известно, никакой новой процедуры нет. А поскольку акционеры фонда не готовились к отставке г-на Келера, нет пока и более-менее убедительных кандидатов. Вчера обсуждались лишь фамилии, которые «на слуху» -- бывшие министры финансов Франции Доминик Стросс-Кан и Лоран Фабиус, глава ЕБРР Жан Лемьер, глава Банка международных расчетов англичанин Эндрю Крокетт. Вероятно, также, что Германия вновь выдвинет Кайо Кох-Везера. "Нет сомнений, что кроме меня есть другие немцы, которые были бы готовы занять этот пост», -- заявил вчера г-н Келер журналистам.
Однако весьма вероятно, что США как крупнейший акционер фонда решится попрать традиции, выдвинут своего кандидата и добьются его избрания.
Исполнительный директор МВФ от России Алексей МОЖИН:
-- То, что Хорст Келер выдвинут на такой пост - огромная честь и для уходящего директора-распорядителя, и для МВФ как института. За 4 года во главе МВФ Хорст Келер сделал для фонда очень многое. Я бы выделил три принципиальные вещи. Во-первых, вскоре после прихода в МВФ он создал в структуре фонда департамент финансовых рынков. Фонд начал проводить последовательный мониторинг глобальных финансовых рынков, отсутствие которого было «слабым местом» в работе МВФ. Во-вторых, при непосредственном участии г-на Келера была проведена рационализация условий выдачи кредитов фонда. Если раньше при заключении программы фонд мог поставить стране десятки условий (в некоторых случаях их список переваливал за сотню), то сейчас эта процедура упрощена. В-третьих, и это уже касается не только профессиональных, но и личных качеств г-на Келера, он никогда не боялся высказывать критику в адрес «сильных мира сего». В частности, он настойчиво говорил о вреде протекционизма в развитых странах, о том, что вся помощь, которую получают бедные страны, гораздо меньше, чем то, что они теряют от протекционистских мер.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Андрей ДЕНИСОВ