Время новостей
     N°38, 05 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2004
Лед тронулся
Возобновление полярных экспедиций закончилось спасательной операцией
Два последних дня Россия переживает настоящее дежа вю: вся страна, как и почти 70 лет назад, с напряжением следит за спасением терпящих бедствие полярников. Льдина под дрейфующей станцией «Северный полюс-32» неожиданно треснула, раскололась и ушла под воду. Двенадцать членов экспедиции дожидаются помощи на ее уцелевшей части в 700 километрах от Шпицбергена в двух спасенных домиках. Вызволять полярников из ледяного плена вызвался вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Артур Чилингаров, который возглавит спасательную операцию. Г-н Чилингаров, в прошлом полярник, уже сравнил нынешнюю ситуацию на полюсе со спасением челюскинцев. "Такой кризисной ситуации, если, конечно, исключать челюскинскую эпопею, по моей оценке, у нас никогда на Северном полюсе не было", -- заявил он.

Однако, несмотря на формальное сходство, ситуация с «Северным полюсом-32» радикально отличается от «челюскинской эпопеи». Во-первых, современные средства связи позволяют россиянам узнавать о происходящем на льдине в онлайн-режиме. Начальник научной станции "Северный полюс-32" Владимир Кошелев даже дал журналистам интервью по телефону. По его словам, огромный вал ледяных торосов в среду «в течение буквально получаса поглотил практически 90% станции». Ледяной вал полностью подмял под себя все жилые и служебные помещения. Но главное -- дизельную и кают-компанию, где находилось все продовольствие. «Еда у нас осталась -- аварийные запасы. Есть небольшие портативные дизель-генераторы. Есть тепло для людей в домиках", -- успокоил он. Во-вторых, «СП-32» -- это коммерческий проект, на 80--90% финансируемый спонсорами, среди которых и возглавляемый Артуром Чилингаровым Союз полярников.

Дрейфующие станции «Северный полюс» никогда не относились к чистой науке -- освоение и изучение высоких широт было изначально вопросом геополитики и престижа. Это был вопрос российского присутствия в приполярных районах. Если Южный полюс всегда был общим, то на Северном мы всегда были главными. Впрочем, и сами по себе результаты многолетнего мониторинга воздуха и океана в эпоху, когда еще так не полагались на математическое моделирование, остаются бесценными. Например, архив данных радиозондирования, выполненного на всех российских ледовых дрейфующих станциях «Северный полюс» в 1950--1991 гг., включает данные 34 тыс. выпусков радиозондов. Они фиксировали давление, температуру, относительную влажность воздуха, направление и скорость ветра. Причем ценность подобных данных была именно в непрерывности наблюдений.

Однако в начале 90-х Россия перестала выделять деньги на исследования Северного полюса. По неофициальной версии, на оба полюса скудных средств не хватало, и приоритет был отдан далекой Антарктике. По официальной -- была принята экономная доктрина исследований без присутствия человека, с помощью дрейфующих буев и сканирования приполярных областей со спутников. Так или иначе, но программа дрейфующих станций закончилась символически. Льдина под последней «СП-31» в 1991 году просто растаяла, попав в теплое течение. С ней «растаяло» и наше присутствие на полюсе. Регулярно его посещали лишь состоятельные туристы: экскурсии на полюс с каждым годом становятся все более популярными.

А в прошлом году Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета неожиданно объявил о возобновлении регулярных исследований Северного полюса с помощью дрейфующих станций. В начале весны была подобрана льдина, на которую в апреле 2003-го было доставлено оборудование и 12 профессиональных полярников, представителей чудом сохранившейся специальности. Вскоре после открытия станции там побывал Ан-74 с гостями: Артур Чилингаров привез на станцию флаг "Единой России", а также начальника Генштаба Анатолия Квашнина, министра Илью Клебанова, одного из лидеров КПРФ Валентина Купцова и заместителя московского мэра Олега Толкачева. А потом на станцию и вовсе позвонил президент Владимир Путин. Словом, жизнь налаживалась.

При этом государство по-прежнему почти не финансировало полярную экспедицию. Спонсоры же надеялись вернуть часть вложенных средств за счет привлечения на полюс туристов, для чего был даже организован Центр пропаганды, развития и освоения территорий Арктики и Антарктики «Полюс», руководителем которого стал начальник «СП-32», почетный полярник СССР Владимир Кошелев. Однако надежды не оправдались. Туристическая компания «Тур Лэнд» -- один из партнеров «Полюса» -- предлагала в прошедший сезон пакет туров с посещением дрейфующей станции стоимостью от 6,5 тыс. долл. Однако ни одного денежного гостя станция так и не увидела. «Обстоятельства были против нас, -- пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» генеральный директор «Тур Лэнда» Валерий Чумаков. -- В ноябре, когда первоначально планировался рейс с туристами, образовалась большая полынья, в итоге экспедицию перенесли на январь. В январе же на взлетной полосе появились торосы». В общем, неудивительно, что отправленные на частные средства полярники вскоре столкнулись с финансовыми трудностями. В декабре в «Росгидромете» забили тревогу: на станции «СП-32» сложилась критическая ситуация с топливом. После настойчивых обращений в правительство деньги из бюджета были выделены. Но не на полярные исследования, а на выживание зимовщиков, которым методом «парашютного десантирования» доставляли топливо.

В марте 2004 года экспедиция должна была завершиться. По иронии судьбы кончилось все не цветами и шампанским, а спасательной операцией. Однако, по словам научного руководителя экспедиции, заведующего лабораторией Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимира Соколова, оборудование уцелело и научная программа выполнена полностью. Более того, уже объявлено о том, что подыскивается льдина для следующей дрейфующей станции -- «Северный полюс-33».

Ирина БЕЛАШЕВА