Время новостей
     N°37, 04 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2004
Фантомас разбушевался
Таинственные злодеи грозят Франции войной на рельсах
Вчера ранее неизвестная "группа АЗФ" потребовала от властей Франции выплаты 4 млн долл. и 1 млн евро, иначе на железных дорогах страны (все они принадлежат государственной транспортной компании SNCF) будут взорваны одна за другой десять бомб! Злодеи потребовали, чтобы выкуп был выдан им только в мелких купюрах: банковских билетах в 20 или 50 долларов и евро.

"Первые письма с угрозами таких терактов президент Жак Ширак и Никола Саркози, министр внутренних дел, получили еще в декабре прошлого года, еще два -- в январе и феврале», -- рассказали нашей газете в МВД Франции. В высоких инстанциях решили не сообщать преждевременно о шантаже прессе, но к угрозе отнеслись серьезно. 18 февраля было открыто следствие, которое поручили самым именитым специалистам, отличившимся в борьбе с терроризмом, в том числе следователю Жан-Луи Брюгьеру.

Остатки недоверия испарились, когда террористы указали местонахождение одной из бомб, заложенной на линии Париж--Тулуза. Прибывшие 21 февраля на указанное место саперы вынуждены были подорвать взрывное устройство, что привело к разрушению одного из рельсов. По данным газеты "Монд", другой фугас, который террористы угрожали взорвать 18 февраля, не сработал. История с загадочными шантажистами уже стоила должности главе отдела по борьбе с терроризмом парижской прокуратуры Мишелю Дебаку, смещенному по решению главного прокурора Парижа Ива Бота. Это объясняется тем, что Дебак якобы слишком долго не информировал вышестоящих лиц об угрозах «группы АЗФ» провести серию терактов.

"Бомба, про которую просигнализировали нам преступники, состояла из пластиковой коробки, набитой классической взрывоопасной смесью нитратов и горючего, -- говорит Эрик Денесе, директор французского Центра исследований в области разведки. -- Детонатор и часовой механизм сработаны весьма профессионально. Когда эксперты решили проверить мощность этого устройства и на специальном полигоне взорвали заряд под такими же рельсами, что укладываются на путях SNCF, осколки металла подбросило в воздух на высоту 25 метров. Представьте себе, что произойдет, если такая адская машина грохнет в момент, когда над ней будет проходить поезд!"

Информагентства сообщают, что власти попытались установить контакт с террористами и выплатить требуемую сумму. Для этого в парижской газете было дано условное объявление. На следующий день террористы сообщили координаты бомбы, заложенной близ Лиможа. Чтобы получить деньги, террористы сначала потребовали посадить вертолет на самом высоком офисном здании Парижа, но это оказалось невозможным. Тогда они якобы велели доставить деньги в район местечка Монтагри к югу от столицы. Однако и сбросить с вертолета упаковку с деньгами в условленном месте полиции не удалось. Оставленный террористами в поле опознавательный знак -- голубой брезент -- не заметили то ли из-за темноты, то ли из-за того, что террористы неверно описали место.

За последние двадцать лет различные французские правительства -- как левые, так и правые -- не раз оказывались мишенью террористов: корсиканских националистов, баскских и бретонских автономистов, так называемой "группы Карлоса", алжирских исламистов. Но никто из экстремистов не требовал выкупа. Правда, в 1984 году так называемая "группа М-5", состоящая из двух молодых авантюристов, угрожала взорвать несколько объектов в регионе Рон-Альп, если государством не будет выплачен залог в размере 30 млн франков. Тогда злодеев удалось обезвредить и арестовать. А что будет сейчас?

По версии французской полиции, в случае с «группой АЗФ» речь не идет ни об исламском терроризме, ни тем более о чеченском следе. Примечательно, что шантажисты назвали себя именем завода в Тулузе, на котором 21 сентября 2001 года в результате халатности на производстве -- такова официальная версия происшествия -- произошел взрыв, унесший жизни 30 человек. Невольно встает вопрос: может, закладка бомб -- это своеобразная месть за казенное, спешно проведенное следствие, по итогам которого истинные виновники трагедии на заводе АЗФ как раз и не были по закону наказаны? Не исключено, что злоумышленники просто хотят заработать побольше денег на эхе взрыва, прогремевшего два года назад

Петр РОЗВАРИН, Париж