|
|
N°75, 26 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Срединная империя зла
Белый дом назначил Китай главным соперником Америки
Решение о продаже Тайваню четырех эсминцев, восьми подлодок и дюжины противолодочных самолетов ознаменовало прощание Белого Дома с традиционно осторожной политикой демократов в этом регионе. Вчера в интервью телекомпании ABC президент Буш без обиняков заявил: США «сделают все для того, чтобы Тайвань мог защитить себя». На вопрос о том, считает ли он защиту Тайваня долгом США, Буш ответил: «Да. И китайцы должны понимать это».
Нет сомнений, что новая политика Вашингтона вызовет беспокойство в Пекине. Власти КНР имеют все основания подозревать, что Вашингтон и Тайбэй движутся к возрождению двустороннего военного союза. Тревоги Пекина усугубляет то, что нынешний президент Тайваня Чэнь Шуй-бянь принадлежит к Демократической прогрессивной партии, пришедшей к власти под лозунгами независимости острова. А вдруг активная поддержка со стороны США побудит Чэня к реализации положенных под сукно предвыборных лозунгов?
Правда, китайская политика Буша не одномерна. В интервью The Washington Post он заявил: «Я не рассматриваю Китай как врага. Я рассматриваю Китай как партнера в одних делах и как соперника -- в других». К числу вопросов для совместного обсуждения он отнес Тайвань, мировую торговлю оружием и религиозные свободы. Буш признал, что Китай все же прогрессирует в движении к большей свободе, «хотя и не с той скоростью, которую мы хотели бы видеть». Но при этом он выразил тревогу по поводу ареста в Пекине накануне Пасхи 79-летнего архиепископа подпольной католической церкви Ши Эньсяна: «Это нехороший знак. И они услышат об этом от нашей администрации».
Попытки сбалансировать политику кнута и пряника проявились и в рассуждениях Буша о поддержке Тайваня. Президент подтвердил The Washington Post, что США «оставляют за собой право продолжать предоставлять тайваньцам оборонительное оружие». Очевидно, что представление Буша-младшего о разделении обороны и наступления также носит революционный характер. Все предыдущие администрации отказывали Тайваню в подлодках, считая их наступательным вооружением, Буш же признал их оружием обороны и к продаже разрешил.
Вместе с тем Буш заявил, что отныне ежегодная процедура рассмотрения заявки Тайбэя на покупку оружия, существовавшая с 1982 года, отменяется, и все контакты по военным поставкам будут проходить по мере надобности. Это решение было расценено как примирительный жест в адрес Пекина, ибо вместе с консультациями канут в историю ежегодные демарши Пекина по поводу их проведения. На деле эта уступка носит чисто символический характер -- при должном истолковании она даст США возможность объявить о продаже оружия на Тайвань в любое удобное или политически выгодное время.
К решению о вооружениях Вашингтон приурочил выдачу туристической визы бывшему президенту Тайваня, «сепаратисту» Ли Дэн-хуэю. Китай раздражен. Заместитель главы МИД КНР Ли Чжаосин заявил послу Джозефу Прюэру, что продажа оружия на Тайвань «нанесет ущерб сотрудничеству между КНР и США в области нераспространения оружия массового поражения» -- прозрачный намек на возможность поставки китайского оружия каким-нибудь презираемым Вашингтоном «изгоям».
Еще недавно китайские руководители чувствовали себя в диалоге с Вашингтоном весьма комфортно -- Билл Клинтон старался уступками загладить вину США за бомбежку посольства КНР в Белграде, да и вообще относился к коммунистическому режиму снисходительно, постоянно отмечая успехи Китая в рыночных реформах. Теперь Буш старается расквитаться с Пекином за инцидент с самолетом-разведчиком, без стеснения переходя на язык «холодной войны». Китайцев жалко, но все же за них не обидно -- Буш хотя бы постоянно помнит об их стране и говорит о ней едва ли не в каждом выступлении. Хорошо это или плохо, но про Россию он забыл -- в уже упоминавшемся программном интервью The Washington Post про нас не сказано ни слова.
Александр ТИМОФЕЕВ