|
|
N°36, 03 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наипервейший вице-премьер
Михаил Фрадков подбирает кадры
Начинают вырисовываться контуры нового правительства. Но, судя по всему, не совсем так и не вполне такие, как их представляла политическая элита и даже сами участники процесса. Очевидно, что «просчитанный по дням сценарий», по выражению и.о. вице-премьера Алексея Кудрина, оказался в итоге экспромтом.
Главная сенсация вчерашнего дня -- кандидат в премьеры Михаил Фрадков внезапно выбрал себе в фавориты Александра Жукова, ныне первого вице-спикера Думы. Г-н Фрадков однозначно сказал, что видит г-на Жукова первым своим замом. Одновременно кандидат в премьеры уточнил, что у него будет скорее всего лишь один заместитель, максимум два. Это заявление в сочетании с фамилией Жукова можно считать второй маленькой сенсацией дня. Так как на руководящую и, возможно, направляющую роль в кабинете министров последнее время активно претендовал г-н Кудрин. И президент вроде бы всячески поощрял его к этому. Однако максимум, что ему теперь может достаться в кабинете, должность второго вице-премьера. Хотя выглядеть такая конфигурация будет довольно странно. Причем она указывает на то, что радикальная перекройка кабинета закончится, как это принято у нас, конформистски, единой команды не будет, а будут внутри правительства группы влияния и подковерная борьба.
Если же г-н Путин сдержит обещание и вместе с г-ном Фрадковым действительно перестроит кабинет радикально, то можно ожидать, что г-ну Кудрину из вице-премьера придется перековаться просто в министры. Хотя, сохранив за собой Минфин и получив в кураторство надзорные органы, например налоговую службу, он все равно будет одним из самых влиятельных в кабинете. Таким же, как Герман Греф, который, говорят, обречен остаться во главе МЭРТ. Правда, злые языки утверждают, что с объявлением г-на Жукова претендентом на пост вице-премьера лавры «главного экономиста страны» могут перейти от г-на Грефа к нему.
Вчера же прояснилась ситуация и с некоторыми другими членами будущего кабинета Фрадкова. Понятно, что МЧС сохранит за собой Сергей Шойгу. Подтверждается, что Минсельхоз снова возглавит Алексей Гордеев. Минсвязи также не сменит своего начальника -- это Леонид Рейман. На Минпромнауки, которое укрупнят за счет Минэнерго и ряда других ведомств, сегодня претендентов больше всего. Среди них и Борис Алешин, и Владимир Яковлев. А источники в Минпечати говорят о том, что их министерство не только не ликвидируют, но, возможно, расширят -- за счет культуры. Правда, единороссы умоляли вчера г-на Фрадкова не трогать главу культурного ведомства Михаила Швыдкова. В общем, торг или, как это называется, консультации в самом разгаре.
Наглядным примером этому может служить такая стратегически важная отрасль, как транспорт. Вчера Интерфакс со ссылкой на источник, близкий к кабинету министров, сообщил, что объединение МПС и Минтранса России в одно министерство, слухи о котором ходят уже давно, может состояться в ближайшие дни. В результате МПС станет Государственной службой железнодорожного транспорта (ГСЖТ) Минтранса.
До последнего времени железнодорожники противились объединению, ссылаясь на то, что пока созданное на базе МПС ОАО «РЖД» не встанет на ноги, это будет лишь тормозить реформу отрасли. Осенью глава МПС Вадим Морозов прямо заявил, что «в ближайшие два-три года это (слияние. -- Ред.) не принесет никакого эффекта». Отрицал разработку идеи слияния Минтранса и МПС в рамках работы над транспортной стратегией России и сам глава транспортного ведомства Сергей Франк.
Ни г-на Морозова, ни г-на Франка в списке претендентов на пост главы объединенного министерства нет. Основным претендентом считается первый вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Источник газеты «Время новостей» в МПС подтвердил, что объединение ожидается в ближайшее время, сообщив, что «по крайней мере в новом правительстве ведомства, называемого ранее Министерство путей сообщения, уж точно не будет». Помимо г-на Якунина, по данным собеседника газеты, рассматривается и кандидатура главы Государственной службы дорожного хозяйства России (подразделение Минтранса), заместителя министра транспорта Игоря Слюняева. Источник, близкий к г-ну Якунину, оценивает шансы обоих кандидатов 50 на 50.
Вера КУЗНЕЦОВА, Яна ВИКТОРОВА