|
|
N°36, 03 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фантазии «беззащитного существа»
Петр Мамонов представил свой новый спектакль
«Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева. (Балет)» -- так называется новый спектакль Петра Мамонова, Творческого объединения СВОИ и артгруппы «Слепые». Премьера состоится 8 марта в Театре им. Станиславского. Вчера журналистам показали репетицию спектакля.
Почему сие действо названо балетом -- непонятно. Песни здесь явно доминируют над хореографией -- спектакль основан на композициях из альбомов Мамонова «Мыши» и «Зелененький». Петр Николаевич сам их вдохновенно исполняет, подергиваясь и пританцовывая. По сцене передвигается женщина, затянутая в латекс металлического цвета, в очках для подводного плавания. Поскольку иных женщин список действующих лиц не предусматривает, можно догадаться, что это Снежная Королева. Переминается с ноги на ногу пухлый очкарик среднего возраста; только по огромному обломку зеркала, торчащего из его пиджака сзади и спереди, определяешь, что это Мальчик Кай. Есть в спектакле и еще один загадочный персонаж -- Яйцо, функции которого непонятны и в аннотации к спектаклю никак не оговорены. Суть этого перформанса постичь можно, только предварительно тщательно изучив пресс-релиз; те из журналистов, которые по неосмотрительности забыли это сделать, после спектакля обращались к соседу с вопросом «А о чем это?». Спектакль этот о том, что делал, чувствовал и как жил Кай в царстве Снежной Королевы в то время, как девочка Герда его искала. Иными словами, «Сказка про Снежную Королеву глазами Кая».
Все три сказочных персонажа на сцене молчат, повествует лишь Мамонов. К сказке про Снежную Королеву песни его имеют самое посредственное отношение -- кто знаком с альбомами «Мыши» и «Зелененький», поймет. В первые минуты тщетно пытаешься связать смысл сказки Андерсена со словами «Целую ночь то спишь, то не спишь -- раз на раз не приходится» или «Может быть, лучше бы я и не пил эти четырнадцать бутылок пива, лучше бы я воздержался». Потом понимаешь, что Мамонов в общем поет про холод, тоску и одиночество, которые скорее всего испытывал Кай в царстве Снежной Королевы. Если перестать заниматься поиском причинно-следственных связей и представить, что у Кая после попадания осколка в сердце немного помутилось сознание, можно испытать какие-то эмоции. Порой становится грустно. А иногда -- смешно. Особенно когда созерцаешь извивающегося и корчащегося Мамонова на фоне персонажей, энергично потрясающих лыжами (Снежная Королева), бьющих оземь зеленый надувной шар (Кай) или играющих в шахматы (Яйцо).
Мыши, означенные в названии, в спектакле так и не появляются. На пресс-конференции, последовавшей за прогоном, Петр Николаевич заявил: «Мыши -- это мысли в твоей голове». Смысл этой фразы ускользает после его заявления о том, что «мы думаем не головой, а другими частями тела». Впрочем, Мамонов сам предостерег журналистов, что «искать в этом какой-либо смысл бессмысленно». «Я маленькое, беззащитное существо, -- сказал он, -- и мне нравится делать такие спектакли. Я люблю это делать -- и делаю. А че, нельзя?»
Ольга КУЗНЕЦОВА