|
|
N°36, 03 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хронология культуры
Январь 2000 г. Председателем комитета по культуре стал Николай Губенко.
Февраль 2000 г. Встреча Путина с Гергиевым и Кончаловским, которые готовили тогда премьеру «Войны и мира». Разговор шел "о философии России, ее культуре и политике", обсуждалась "национальная идея", был сделан вывод, что "Россия как часть мировой цивилизации неколебима в этой своей роли, она не уступает ни Европе, ни Америке".
Март 2000 г. Путин и Блэр присутствуют на премьере «Войны и мира» в Мариинке. Музыкальная культура в лице Гергиева приобретает видимые очертания национального достояния. Обнародованы планы реконструкции Мариинского театра.
Май 2000 г. Михаил Швыдкой назначен министром культуры. Государственный комитет по кинематографии РФ не вошел в структуру нового правительства. Его функции переданы Министерству культуры. В Москве у здания Госкино прошел митинг кинематографической общественности против присоединения Госкино к Минкульту. В «Известиях» опубликовано открытое письмо кинематографистов Владимиру Путину: «Мы убеждены, что если Госкино будет преобразовано в департамент Министерства культуры, последствия окажутся самыми тяжелыми и необратимыми. Решение о расформировании Госкино воспринимается нами не просто как непродуманный и некомпетентный шаг, но и как результат закулисных финансовых игр». С делегацией кинематографистов встретился Михаил Касьянов.
Июнь 2000 г. Объявлено о создании в системе Минкульта службы кинематографии, которую возглавил бывший председатель упраздненного Госкино Александр Голутва, назначенный первым заместителем министра культуры.
Назначение художественным руководителем МХАТа Олега Табакова, объявившего, что наведение порядка в театре начнется не с эстетических программ, а с выноса пустых бутылок из гримерных.
Заседание президентского Совета по культуре и искусству, на котором, по словам Михаила Швыдкого, произошел «живой диалог о существе проблемы, о том, что значит культура для сегодняшней России». Швыдкой подчеркнул, что «впервые президент Российской Федерации смог встретиться с таким широким кругом деятелей культуры». Михаил Пиотровский выдвинул идею «культурной агрессии» России, мотивируя это тем, что в стране сегодня создаются лучшие оперы и выставки, а также другие произведения искусства, «которыми мы можем завоевывать мир». Президент Путин предложил говорить о "культурной экспансии".
Август 2000 г. Президентским указом Большой театр передан в ведение Минкульта. Назначение Анатолия Иксанова генеральным административным директором. Вскоре -- приглашение Геннадия Рождественского на роль генерального художественного директора.
Сентябрь 2000 г. Президент посещает Александра Солженицына; визит совпадает с десятилетием публикации трактата Солженицына «Как нам обустроить Россию».
Декабрь 2000 г. Подновленный Сергеем Михалковым вариант гимна СССР становится гимном РФ.
Октябрь 2000 г. Появление на Франкфуртской книжной ярмарке российского выставочного стенда -- впервые за десять лет.
Январь 2001 г. Распоряжение председателя правительства России Михаила Касьянова о передаче «Мосфильма» в ведение Министерства культуры. «Мосфильм» становится государственным унитарным предприятием.
Март 2001 г. Между Минкультом и «Интерросом» подписано соглашение о финансировании проекта «Большой Эрмитаж», положившее начало новой стратегии сотрудничества между институциями культуры и российским бизнесом. 26 апреля 2002 года «Интеррос» купил для Эрмитажа «Черный квадрат» Малевича. 18 мая 2003 года в соборе Дома инвалидов Парижа открылась подготовленная музеями России и Франции выставка «Когда Россия говорила по-французски». Это первый проект такого масштаба, спонсируемого на деньги не западных инвесторов, а российского частного капитала -- все той же компании «Интеррос».
Апрель 2001 г. Президент подписал два указа -- о создании открытого акционерного общества «Российский прокат» и об акционировании государственных киностудий.
12 апреля Елена Юрьевна Гагарина назначена на должность директора Музеев Кремля. Выбор неожиданно для всех оказался удачным.
Июнь 2001 г. Громкая отставка Рождественского и утверждение руководящего трио: Анатолий Иксанов (гендиректор) -- Александр Ворошило (исполнительный директор) -- Александр Ведерников (главный дирижер без полномочий художественного руководителя). Швыдкой объясняет, что для реформы Большого требуется «молодой человек, способный работать по 16 часов», а не выдающаяся личность, обремененная амбициями и контрактами.
27 июня Владимир Путин встретился на даче Никиты Михалкова на Николиной Горе с гостями ХХIII Московского международного кинофестиваля, среди которых были киноактеры Джек Николсон, Шон Пенн, Николас Янчо, Олег Меньшиков, актрисы Пэта Уилсон, Лара Флинн Бойл, Ингеборга Дапкунайте, хозяин дома Никита Михалков, его брат Андрон Кончаловский.
Октябрь 2001 г. Самый уважаемый в мире российский музей, Государственный Эрмитаж, совместно с другим гигантом -- Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке -- открыл филиал «Гуггенхайм--Эрмитаж» в Лас-Вегасе. Имеющий государственное значение проект не оказался очень авторитетным и прибыльным. Сегодня он не на слуху.
Январь 2002 г. Движение «Идущие вместе» начинает борьбу с Владимиром Сорокиным, предлагая желающим обменять его «вредные» книги на том Бориса Васильева.
Июнь 2002 г. Руководителем ГАСО (бывшего светлановского оркестра) назначен Марк Горенштейн. ГАСО потерял качество и респектабельный имидж. С тех пор, несмотря на государственную поддержку, не сыграно ни одной заметной программы.
Июль 2002 г. Вступил в силу новый федеральный закон об охране памятников -- «Об объектах культурного наследия». Одной из его главных целей является регулирование правовых отношений между уровнем охраны памятников культуры и формой собственности, в которой памятник находится. Во многом благодаря этому закону федеральные и московские власти разделили в ноябре 2003 года шефство над 380 памятниками культуры.
Сентябрь 2002 г. Не дожидаясь окончания контракта, Владимир Спиваков разрывает отношения с РНО. Минкульт грозит отобрать у оркестра название (якобы прилагательное «российский» используется незаконно) и обещает Спивакову новый федеральный оркестр, который решено назвать Российским национальным филармоническим, то есть практически так же, как РНО.
Юрий Лужков выступил с предложением восстановить памятник Дзержинскому на Лубянской площади.
Октябрь 2002 г. Подписан указ президента РФ «Об издании Большой российской энциклопедии».
Январь 2002 г. Подписан указ о мерах государственной поддержки музыкального искусства. Назначены гранты (общая сумма 810 млн руб.) трем оркестрам (ГАСО, БСО и Санкт-Петербургской филармонии), двум театрам (Большому и Мариинскому) и двум консерваториям (Московской и Санкт-Петербургской). Негосударственный РНО, до сих пор лидировавший, остался без господдержки.
Апрель 2003 г. На заседании Совета Федерации была представлена Межрегиональная программа создания общероссийской сети кинопроката и кинопоказа, которая до сих пор не начала действовать.
Январь 2003 г. Объявлен архитектурный конкурс на Мариинский театр. В конкурсе участвовали звезды мировой архитектуры. Проведение этого конкурса и победа на нем в мае 2003 года знаменитого француза Доминика Перро вселили надежду на окончание долгой изоляции России от мировых архитектурных процессов.
Март 2003 г. Споры по поводу возвращения спасенной в годы ВОВ на территории Германии офицером советской армии Виктором Балдиным коллекции рисунков старых мастеров. Несмотря на завещание самого капитана, просившего вернуть коллекцию немецкой стороне, и принципиальную позицию министра культуры РФ Михаила Швыдкого, возвращение пока не состоялось.
Май 2003 г. После серии публичных обвинений и заявлений (РНО через прессу обращается к президенту) Минкульт меняет дублирующее РНО название нового оркестра Спивакова. РНО обещают государственное финансирование и требуют увеличить внимание к программам для детей. Сам РНО больше не акцентирует собственный статус «первого в Росси частного оркестра».
13 мая -- официальное сообщение об окончании реконструкции Янтарной комнаты. Скромные художественные достоинства этого утраченного во время Великой Отечественной памятника не помешали ему стать для многих поколений символом потерянных Россией в период войны сокровищ. Так что восстановление комнаты немецкими и российскими специалистами -- важный шаг культурной дипломатии и идеологии.
Июнь 2003 г. Во время Венецианской артбиеннале руководители «Росизо» анонсировали подготовку первого в России смотра современного мирового искусства в форме привычной для многих стран мира биеннале. Еще один шаг преодоления изоляции России от других стран.
Пасхальному фестивалю Валерия Гергиева в Москве (под патронатом Юрия Лужкова и патриарха Алексия) президентским указом придан статус федерального. Имена патронов, впрочем, остались те же.
Июль 2003 г. Решение правительства Москвы о сносе магазина эпохи модерн Военторг на Знаменке, несмотря на письменный протест министра культуры РФ.
Сентябрь 2003 г. Начало сноса примыкающей к Кремлю гостиницы «Москва».
Октябрь 2003 г. Россия -- почетный гость Франкфуртской книжной ярмарки. Во Франкфурт делегировано более ста русских писателей
Ноябрь 2003 г. Путин посетил «Мосфильм». После визита принято решение отложить акционирование студии. Введение квот на зарубежное кино президент счел несвоевременным.
Январь 2004 г. Покупка предпринимателем Виктором Вексельбергом коллекции императорских пасхальных подарков фирмы Фаберже стала самым дорогим меценатским жестом современной России.
|