|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как нам обустроить кабинет
У кандидата в премьеры -- дефицит времени
С назначением претендента на пост нового премьера ясности по поводу нового экономического курса и нового кабинета министров не прибавилось.
Ясно лишь, что у кандидата в премьеры г-на Фрадкова, прибывшего в столицу нашей родины из Брюсселя буквально с воздушного корабля на политический бал, остается не так много бюрократического и временного пространства для каких-либо новаций по курсу будущего правительства или структуре его, фрадковского, кабинета министров. Если новации и предполагаются, то они будут не столько его, сколько, конечно, президентские (пусть даже они и подготовлены людьми, которым Владимир Путин доверяет). Даже если судить формально: от утверждения в Думе кандидатуры премьера до предоставления президенту предложений по структуре и составу нового правительства у г-на Фрадкова времени не более недели. И очевидно, что никто, даже супергерой, не произведет за это время на свет некое ноу-хау в области кабинетного строительства. Однако вопросом остается, кто же из путинских советников нынче поставит точку в сценарии обновления правительства, особенно с точки зрения персоналий.
Источники в Белом доме и Кремле полагают, что по-прежнему существует два-три варианта развития событий. (То есть не все так однозначно, и налицо некая борьба в окружении президента.) Один из них озвучен и.о. вице-премьера, считавшимся до недавнего времени наиболее вероятным преемником Михаила Касьянова, Алексеем Кудриным. Он до объявления г-на Фрадкова кандидатом в премьеры практически взял на себя роль идеолога новой структуры будущего кабинета министров, если не сказать больше -- его лидера. Возможно, именно эту роль (идеолога) он и сохранит, будучи хотя уже и не первым, но вторым лицом в кабинете, скажем, в роли вице-премьера. Во всяком случае уверенность, с которой г-н Кудрин в интервью журналу «Итоги» рассказал о структуре кабинета министров, опередив и президента, и будущего премьера, говорит именно об этом. По его словам, правительство будет «компактным и дееспособным», «число министерств будет сокращено», из отраслевых останутся только Минпром и Минсельхоз, остальные сольются, «министерства экономики и финансов останутся в прежнем виде», а многие министры лишатся работы. Обезопасил себя от обвинений в амбициозности новый идеолог кабинета министров фразой: «Я считаю, что Путин принял единственно верное решение». «Он принял его исключительно из интересов дела, реформ. Все просчитано по дням», -- сообщил г-н Кудрин.
Однако просчитанный по дням сценарий, как выяснилось, хотя и писался г-ном Кудриным с позволения главы государства на одной из правительственных дач, все-таки не явился единственным и неоспоримым. Министры "прямого действия" -- это хорошо, но в авторстве с г-ном Кудриным тут может поспорить и бывший глава администрации президента г-н Волошин. И сокращение числа вице-премьеров слишком давно не новость. Новостью, по сведениям газеты «Время новостей», может стать то, что радикальное сокращение правительственных структур по либеральному образцу г-на Кудрина или г-на Грефа закончится назначением на посты глав усиленных и укрупненных министерств довольно неординарных фигур. В частности, представлявших до сих пор силовые структуры и готовых ради такого случая поснимать свои погоны и играть отныне светские роли.
Есть и еще одна, мало популярная, но все же озвучиваемая версия развития кабинетного строительства. Гласящая, что президент и новый премьер предпочтут не игнорировать интересы различных политических и бюрократических групп. Что в итоге завершится формированием правительства в российском понимании этой структуры, где будет каждой твари по паре, а главное -- представитель народных масс, либо вице-премьер по социалке, либо чрезвычайно усиленный министр труда.
Михаил ГРИШАНКОВ, депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по безопасности:
-- Я лично знаком с Михаилом Фрадковым по его работе в Совбезе и ФСНП. Он большой профессионал и по-настоящему государственный человек. К тому же не принадлежит ни к одному из так называемых политических кланов. В нем удачно сочетается экономист (он долго работал в МВЭС) и отчасти силовик -- Фрадков прекрасно знаком с правоохранительной работой, по своей деятельности в ФСНП. Поэтому его кандидатура выбрана неслучайно, и она не является временной. Думаю, с приходом Фрадкова в правительстве можно ожидать определенные структурные и кадровые изменения. Какие они будут, говорить сложно, но не исключаю, что в первую очередь преобразования затронут несколько наиболее проблемных министерств. Возможно, будет усилена роль МАП. Силовой блок, как я полагаю, пока не претерпит серьезных изменений.
Вера КУЗНЕЦОВА