|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умерла Нина Сазонова
Она была примером постоянства. Одно место работы (после окончания студии при Центральном театре Красной армии -- шестьдесят лет работы в нем; театр менял названия -- она ему не изменяла). Одно амплуа (вечная мама, родная или чужая, но та, что ближе своей). Одна любовь -- единственный сын, которому все прощалось. Это постоянство не позволило ей стать суперзвездой, но дало любовь и уважение народа, и звание народной артистки СССР в 1977 году стало просто констатацией факта.
Страна ее узнала конечно же в кино, и сразу узнала «мамой», «тетей»: в год экранного дебюта ей был уже 41 год (Степанида в «Поэме о море» Юлии Солнцевой, 1958). Настоящая известность пришла в шестидесятых -- «Первый троллейбус» (1963), «Живет такой парень» (1964), «Женщины» (1965). В последнем фильме амплуа просто выкристаллизовалось: героиня опекает двух деревенских девчонок подряд, каждую наставляет, вразумляет. Когда одна из подопечных решает выйти замуж за родного сына героини, в той в какой-то момент вскипает собственническое, охранительное чувство, но в финале оно подавлено, «мама» принимает «дочку». Понятно, что в Сазоновой любили зрители: точность распространенного, но идеализированного типа. В стране, привыкшей подчиняться старшим, было принято верить, что эти старшие того стоят.
Сазонова умерла на 88-м году жизни -- 87 ей исполнилось недавно, 7 января. Последнее десятилетие «идеальной мамы» было темным и тяжелым -- единственный сын пил по-черному и регулярно ее избивал. Потом он покончил с собой -- и с помощью родственников старая актриса оказалась в приюте. Теперь можно точно сказать, как сказали бы ее простые героини, -- отмучилась.
Отдел культуры