Время новостей
     N°35, 02 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2004
Зеро, и Линч, и Бертон
«Степень повышенной опасности» Ирины Наховой в Центре современного искусства
В темном зале мигают маленькие экранчики. Это слайд-шоу. Изображены украшенные к Рождеству дома одноэтажной Америки штата Нью-Джерси. Гуляющие по залу люди вдруг встраиваются в заданный видеоряд. Их силуэты проецируются на два огромных экрана, где неподвижной камерой снят вход в обычный супермаркет. Вот американская дама катит тележку с продуктами. Ее изображение совмещается с твоим собственным силуэтом, и ты уже внутри той одноэтажной реальности, что гениально отрефлетирована и философом Бодрийаром, и кинорежиссером Линчем.

Слово-пароль -- пустота. За фасадами пряничных домиков -- морок. Кошмар благополучия. Безнадега нормы. Городские улицы с рождественскими гирляндами, елками и санта-клаусами крутятся гранями волшебного фонаря. И в калейдоскопе веселых картинок корчится безъязыкий ужас. И крупный план марок бензина на автозаправках внушает липкий страх.

Однако перфекционизм исполнения самой инсталляции успокаивает и дарит надежду. Нас впустили в это светящееся городское пространство, и какое приключение с нами в нем случится, -- дело вкуса и воображения. Ведь не Линчем единым Америка жива. В колбе волшебного фонаря одноэтажной Америки видны и трогательные монстрики из фильмов Тима Бертона. На лицо ужасные, добрые внутри. Только что вышедший фильм «Крупная рыба» -- тому подтверждение. Инсталляция Ирины Наховой -- отличная к нему постлюдия.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки