|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Нового премьера ждет не очень легкая работа и не очень легкая судьба"
Экономисты комментируют решение президента
Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:
-- Если президент таким назначением хотел нас всех удивить, ему это удалось. Фрадков очень хороший администратор, профессионал в определенных областях, умный человек, способен гибко адаптироваться к разным обстоятельствам, проявлять независимость, у него здравые экономические взгляды. Этого достаточно, чтобы занять пост премьер-министра великой державы? Боюсь, что мы не можем сегодня ответить на этот вопрос положительно. Но нельзя и сказать, что он не справится с задачами премьера. В этой стране все определяет первое лицо -- президент. Ему хотелось иметь соратника, который бы его по всем вопросам поддерживал, соглашался, не спорил бы о том, нужно ли было сажать Ходорковского до суда. В этом отношении Фрадков вполне хорош, он постарается решить все задачи, которые перед ним поставит команда президента. Но нового премьера ждет не очень легкая работа и не очень легкая судьба. Я подозреваю, что от него потребуют проведения реформ достаточно сложных, непопулярных, требующих преодоления крупных социальных групп: я имею в виду реформы образования, здравоохранения, административную реформу. Это все очень непросто не только в России, эти проблемы с трудом решаются в других странах, даже развитых. От Фрадкова потребуется борьба с коррупцией, которая является одним из самых главных наших зол. Но мое глубокое убеждение состоит в том, что осуществить административную реформу и снизить уровень коррупции можно только в демократическом государстве. К сожалению, тенденция динамики наших демократических институтов такова, что на это рассчитывать трудно.
Сергей АЛЕКСАШЕНКО, заместитель председателя компании «Интеррос», руководитель Центра развития:
-- Неожиданная кандидатура. Михаила Фрадкова никто не рассматривал как кандидата на премьерство. У меня сложилось впечатление, что президент составил список критериев для премьера. Скажем, кандидат должен соответствовать следующим параметрам: возраст -- примерно мой (президента. -- Ред.). Экономическое образование имеется. Опыт работы в правительстве имеется. Опыт общения с Западом имеется. В политических играх не замечен. И еще ряд критериев. Получился некий короткий список кандидатов. В нем оказался Михаил Ефимович.
Сейчас тяжело говорить о том, какую позицию займет Фрадков на новом посту. Когда он был министром внешнеэкономических связей, занимал нормальную позицию. С ним можно было конструктивно работать. В последние четыре года уже у всех у нас сложились либеральные взгляды, никто назад не собирается. Но, с другой стороны, каждый по-своему понимает, что либерально, а что нет. Поэтому, несомненно, будем двигаться в сторону рыночной экономики. А с какой скоростью -- увидим.
Александр ШОХИН, президент Высшей школы экономики:
-- Прежде всего это сигнал элитам. Президент выбрал компромиссный вариант между ожидавшимся силовиком или либералом. Фрадков может считаться и либералом, работавшим в экономических ведомствах, и силовиком, поскольку предпоследняя его позиция -- глава налоговой полиции. Обе группы влияния должны быть удовлетворены таким решением. Не будет ни чрезмерного ужесточения, ни особенной либерализации -- перед Михаилом Фрадковым стоит гораздо более сложная задача: поддержание баланса. Он станет так называемым «техническим премьером»: политические решения уходят к президенту, а Фрадков будет проводником путинского курса.
Последние места работы Фрадкова связаны с деятельностью по борьбе с неуплатой налогов и коррупцией. А власти в последнее время дали понять, что будут добиваться полной уплаты налогов со стороны олигархов. Это сигнал бизнесу -- и малому, и среднему, и крупному, -- что есть кому заниматься проблемами, связанными с уклонением от уплаты налогов, с чрезмерной «оптимизацией». Наконец, Фрадков человек известный в международных кругах и как глава переговорной делегации по ВТО, и как министр внешнеэкономических связей, и как посол при Евросоюзе. В этом плане лицо будущего премьера выглядит достаточно убедительно, ведь это фигура не только для внутреннего употребления.
Новому премьеру некогда особенно осматриваться, надо с места заниматься целым рядом проблем, первая из которых -- административная реформа, потому что правительство надо формировать на базовых принципах адмреформы. Затем надо запускать остальные реформы -- здравоохранения, образования, налоговой сферы, законопроекты по ипотечному кредитованию. Уже в этом году многие предложения должны быть оформлены в виде законопроектов, которые будут вступать в действие со следующего года, чтобы к выборам 2007 года позитивные результаты этих реформ уже давали себя знать.
Андрей ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:
-- Из того, что я знаю о Фрадкове, ничего позитивного о нем сказать не могу. Это человек, который не успел себя проявить никаким положительным образом. В некотором роде это кот в мешке. Поэтому меня удивляют заявления президента, который говорил, что снимает премьер-министра для того, чтобы до выборов представить нового, и тогда, мол, население будет голосовать за президента, зная, какую политику он будет проводить в связке с премьером. Но после этого назначения не появилось никакой дополнительной информации, один только дополнительный туман. Настораживает и то, что Фрадков больше воспринимается как представитель силового блока. То, что он работал в Министерстве внешних экономических связей, общей картины не меняет. Больше всего он известен как глава налоговой полиции. Его туда и назначили, понимая, что эта структура будет сворачиваться, и с этой задачей он справился. Может, надо это понимать так, что Фрадков пришел сворачивать силовые структуры? Видимо, только время покажет, чем это назначение продиктовано.
Записали Наталья РОЖКОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ