|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Он точно не будет преемником"
Политологи комментируют решение президента
Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»:
-- Назначение неожиданное -- как всегда, потому что решения о таких назначениях Путин принимает сам, руководствуясь критериями, которые никому не известны. Я полагаю, что президент принял решение об отставке, уже зная имя будущего премьера. Причины того, почему выбран именно Фрадков, президент назвал: профессионализм, порядочность, опыт в работе. На общем плане российской номенклатуры Фрадков смотрится достаточно неплохо. Действительно, это человек профессиональный, с 1992 года работал в правительстве. Кроме того, что немаловажно, Фрадков занимался внешнеэкономической деятельностью в то время, когда ей занимался сам Путин. Почти силовик -- работал в Совбезе и налоговой полиции. Наконец, мир знает неплохо. Мировым сообществом и иностранными инвесторами отрицательно воспринят не будет, хотя бы потому, что они Фрадкова не знают. А то, что он полгода работал в Совете безопасности и возглавлял налоговую полицию, вряд ли кого-то может особо отпугнуть. Хотя, конечно, проводником либеральных реформ его считать нельзя, потому что Путин никакой не либерал, а консерватор, и либералы ему не нужны. Но реформы все равно будут проводиться, куда же деваться.
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Президент у нас человек с большим чувством юмора и большой виртуоз. Он показал хорошее знание политических элит, а также открыл между представителями своего ближайшего окружения свободный забег в борьбе за место своего преемника. Михаил Ефимович человек совершенно замечательный по личностным качествам характера, но он точно не преемник Путина. А если бы президент предложил на пост премьера кого-то из возможных преемников, то его бы до 2008 года просто сожрали бы живьем. А премьера, которого Путин поставит в 2006--2007 году, жрать не будут, потому что можно не успеть и получить в качестве врага президента России. Фрадков -- человек технический, заведомо не претендующий ни на какие политические дивиденды. При этом он отлично знает ключевые проблемы, которые нужно решать в ближайшее время: переговоры с ВТО, взаимоотношения с расширяющимся Евросоюзом, борьба за экономические интересы российского бизнеса. Наконец, фигура Фрадкова равноудалена от всех политических игроков. Это человек либеральный, хорошо знакомый с Грефом, с Кудриным, и в то же время возглавлявший налоговую полицию и бывший первым замом Иванова по Совбезу. Система сдержек и противовесов выверена до микрона.
Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы «Меркатор»:
-- Симптоматично, что кандидатура премьера была избрана совсем не из той колоды, из которой ожидалось. В этом первый сигнал Путина: он не прислушивается ни к кому, все решает сам в закрытом режиме. Фрадков -- значительно более техничный, зависимый и непубличный политик, чем Михаил Касьянов. Может, этой своей непубличностью он и импонирует Путину. Скорее всего он будет командовать экономикой в стиле «приказ отдан -- доклад получен». Второй сигнал состоит в том, что хотя Фрадков и международный торговец, и страховщик, известен он в большей степени как налоговик. И трудно воспринимать это иначе как сообщение об усилении фискальных элементов в экономике. Фрадков не входит в обойму силовиков, но он никогда не был либералом и встраивается в систему жесткого управления экономикой. Можно предполагать, что приоритет в экономике теперь будет отдан не отращиванию шерсти, а ее постриганию. Эпоха либерализма кончилась, эпоха производства отходит на второй план, а на первый выходит эпоха сбора и трат на внеэкономические нужды: государственные, социальные, оборонные.
Максим ДИАНОВ, директор Института региональный проблем:
-- По российской традиции, не выбран никто не то что из первой десятки, а даже из первой двадцатки обсуждавшихся кандидатур. Делались предположения, что будет предложена кандидатура силовика, и Фрадкова в определенном смысле слова можно таковым считать, учитывая должность главы налоговой полиции. При этом Фрадков с начала 90-х годов входил в правительство на должностях, связанных именно с экономическим блоком. Я думаю, что решение о назначении Фрадкова было подготовлено Путиным уже давно и просто был выбран удобный момент. После 14 марта эта фигура обсуждалась бы гораздо агрессивнее, потому что таким назначением Путин делает шаг навстречу Западу. Ведь Фрадков занимался внешнеэкономическими связями, прекрасно знает ситуацию в странах СНГ.
Игорь БУНИН, директор Центра политических технологий:
-- Путин заинтересован в том, чтобы новое правительство было более президентским, а премьер не имел собственного политического лица. Михаил Фрадков будет гораздо более техническим премьером, чем Михаил Касьянов, который за последние четыре года политизировался, стал возражать президенту, принципиально с ним спорить. Кроме того, Фрадков не будет претендовать на роль преемника.
Следующий президентский срок будет очень сложным. Нужно будет принимать много непопулярных решений: по административной реформе, по реформе силовых структур, по ипотеке, по ЖКХ. Путину нужен был человек, который примет на себя ответственность за все эти непопулярные реформы, человек, которым можно пожертвовать. В лице Фрадкова президент получил премьера, который не принадлежит к его ближайшему кругу и может быть «спален» в будущем. При этом он в равной степени совместим с силовиками и экономистами, может быть компромиссной фигурой между различными фракциями внутри администрации, и от него всегда можно будет дистанцироваться, если возникнут экономические проблемы.
Записали Наталья РОЖКОВА, Дарья ГУСЕВА