|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неслучайный кандидат
Владимир Путин давно думал о Михаиле Фрадкове
Первоначальный шок от представления Владимиром Путиным кандидатуры на должность премьер-министра вчера весьма оперативно сменился хором славословий в адрес кандидата - Михаила Фрадкова. В течение нескольких часов выяснилось, что всей политической элите кандидат знаком (кому - десятилетиями, кто лишь раз видел, да и то издалека) как честный, порядочный, эффективный, профессиональный человек и чиновник. Из всех сторонников Владимира Путина лишь Жириновский оказался недоволен - но он и в прежние годы яростно добивался отставки г-на Фрадкова с различных постов.
Однако всеобщее удовлетворение не отменяет того, что Путин в очередной раз с блеском опроверг миф о своей предсказуемости. Что вызвало легкое беспокойство у отдельных критично настроенных сторонников президента. «Похоже, что мы видим проявление сложившегося стиля президента - он не любит принимать те решения, которые все от него ждут. И в этом смысле есть риск того, что это станет самоцелью - чтобы решение было неожиданным», -- говорится в специальном заявлении главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. Впрочем, тут же г-н Чубайс отбрасывает все сомнения: «Но в этом решении, в моем понимании, риск был преодолен и решение, хотя и было неожиданным, но не за счет потери качества».
Массовое прозрение, кажется, и должно быть ответом на вопрос: зачем Владимир Путин уволил Михаила Касьянова. Ведь даже если бы президент не пообещал напрямую, что его кандидат полностью прояснит будущий политический курс, то каждый и так стремился бы углядеть приметы этого курса в новом премьере. Увы. Пока ситуация выглядит таким образом, что курс заключается в абсолютном единоначалии в рамках властной вертикали.
Но и в этом случае остается желание понять, что двигало президентом. Его решение при ближайшем рассмотрении оставляет возможность для версий двух типов: а) "поведенческого" (о чем говорил г-н Чубайс) и б) "конспирологического". Не будем сейчас рассматривать первый тип и обратимся ко второму, тем более что для конспирологии есть не только место, но и некоторые основания. Понятно, что общественность восприняла бы как должное, если бы на пост премьера был предложен малоизвестный или вообще неизвестный кандидат родом из Санкт-Петербурга, всей своей службой обязанный одному-единственному человеку. В конце концов, ведь именно такие люди занимают сейчас третий и четвертый посты на государственной иерархической лестнице, а также пост №1 в нашем общенациональном газовом достоянии.
Однако Думе и России предложен вовсе не ленинградец, сделавший карьеру в последние несколько лет, а уроженец заштатного самарского селения Курумоч, получивший необходимые рекомендации для работы в соворганах за рубежом еще в начале 1970-х и успешно продолжавший свою карьерную поступь по нынешнюю пору. Поработать ему пришлось с разными людьми --от Петра Авена до Сергея Иванова, от Виктора Черномырдина до Сергея Кириенко. Приходилось будущему премьеру сталкиваться по служебным делам и с Владимиром Путиным, но очевидно: биография его мало соответствует остальным соратникам президента.
И тем не менее. Два с лишним года назад, 7 декабря 2001 года, на сайте apn.ru появилось следующее сообщение:
"Директор Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) России Михаил Фрадков рассматривается «ленинградской командой» президента Владимира Путина как один из возможных кандидатов на пост главы федерального правительства. Об этом сообщил АПН источник в аппарате Совета безопасности РФ.
50-летний Михаил Фрадков сблизился с «ленинградской командой» в период с июня 2000 по март 2001 гг., когда он работал заместителем секретаря Совета безопасности под непосредственным началом близкого друга Путина Сергея Иванова, ныне - министра обороны. 28 марта 2001 г. Фрадков - в рамках операции по внедрению в силовые структуры особо приближенных к Путину людей - сменил Вячеслава Солтаганова на посту главного налогового полицейского страны. По информации источника АПН, Путина и его подопечных по «ленинградской команде» привлекает разносторонний характер личности, навыков и познаний Михаила Фрадкова: очередной потенциальный преемник Михаила Касьянова более 20 лет проработал в системе министерств внешней торговли и внешнеэкономических связей СССР и РФ, в 1999 - 2001 служил министром торговли России, а потом углубился в мир спецслужб, где неожиданно оказался своим в доску. Фактически, Фрадков может рассматриваться как компромиссная фигура, сочетающая достоинства экономиста, рафинированного международника и полицейского".
Для непосвященных в интернетовские дела читателей следует пояснить, что находящийся ныне в творческом отпуске сайт АПН -- это, по большому счету, "боевой листок" прославившегося в последнее время политолога Станислава Белковского. Следует упомянуть также, что среди клиентов и сайта, и самого политолога принято называть спецслужбы, часть администрации президента, а также т.н. «лондонских», то есть г-на Еленина сотоварищи.
Сам г-н Белковский к публикациям более чем двухлетней давности отнесся, видимо, без должного внимания, поскольку, выступая в последние дни в прессе и по ТВ, называл имена множества кандидатов на пост премьера, но ни разу не упомянул Михаила Фрадкова.
Это с одной стороны. С другой -- было бы несерьезно предполагать, что замучившийся от кадрового голода и бессонницы президент бродил в ночи по просторам Интернета или сделал запрос, набрав ключевые слова «кандидат на пост премьера», «ленинградская команда» «преемник Михаила Касьянова», и - эврика! -- компьютер выдал вышеприведенную заметку.
Мы ведь рассматриваем конспирологическую версию. А значит, есть основания полагать, что публикация декабря 2001-го имела под собой почву. Более того, можно говорить о том, что послужной список Михаила Фрадкова сегодня выглядит еще убедительнее. У него сложились «великолепные отношения» с Евросоюзом и лично с Романо Проди. И это на фоне ухудшающихся отношений между ЕС и Россией (впрочем, как замечает один известный политтехнолог, виной тому внутренние проблемы России и внутренние проблемы ЕС, справиться с которыми даже г-ну Фрадкову не под силу). Да и прежний его опыт налогового полицейского выглядит в особом свете с учетом новых отношений между государством и НК «ЮКОС», а также перспектив, вырисовывающихся из этих отношений.
Источники газеты «Время новостей» в Кремле подтверждают близость будущего премьера группе "питерских чекистов", а его карьера в советские времена позволяет предполагать неизбежные многолетние контакты с органами госбезопасности. Кандидат, иными словами, не случайный. Более того, конспирология требует предположения о том, что г-на Фрадкова давно готовили к ответственному посту, пока верный своему слову президент поджидал завершения срока контракта с Михаилом Касьяновым.
Иван ГОРДЕЕВ, Елена КОСТОЧКИНА