|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невольная борьба без правил
Российским чекистам гораздо хуже, чем катарским спортсменам
Спортсмены-борцы, задержанные российскими властями в московском аэропорту в прошлый четверг вечером, являются все-таки не гражданами Белоруссии, как утверждают некоторые российские газеты, а гражданами арабской монархии Катар. Это нам подтвердили осведомленные источники в катарской столице Дохе. Вчера появились неподтвержденные сообщения, что задержанных отпустили. В любом случае, как заявил «ВН» высокопоставленный российский дипломат, «спортсмены не будут использованы для обмена на российских чекистов, задержанных в Катаре». Два разведчика обвиняются арабами в убийстве 13 февраля чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. «Эти аресты -- совпадение. Такое бывает редко, но это так», -- добавил наш собеседник.
Имя одного из арабских задержанных в Москве -- Насыр Ибрагим Аль-Мудайхаки, он катарский чиновник из федерации по вольной борьбе. Второй, Ибрагим Ахмад (он же Ахмедов), тоже имеет гражданство Катара, хотя родился и вырос в бывшем СССР. Он занимается греко-римской борьбой в весе до 60 кг. «Какая разница, откуда он родом, он наш гражданин, и мы его защищаем», -- гордо сообщили нам в Дохе. Там жалуются, что спортсмен, вероятно, уже не попадет на Олимпийские игры в Афины, так как пропустил отборочные соревнования.
Гражданство Белоруссии было только у третьего задержанного, вскоре с извинениями отпущенного. Он уже в Дохе. Это тренер Александр Дубровский, арабы его зовут Саша. «Он уехал за границу 12 лет назад, -- рассказал «ВН» президент белорусской федерации по вольной борьбе Александр Медведь. -- Работал в Сирии, потом перебрался в Катар». Это подтвердил «ВН» и инструктор центра олимпийской подготовки единоборств России Николай Чечалов. По его словам, Ахмедов -- давний ученик Дубровского, приехавший в Белоруссию из Азербайджана. Он выступал за белорусскую сборную, работал по контрактам в Германии. "Дубровский убедил Ахмедова переехать в Катар, и он подписал там контракт, -- добавил «ВН» Николай Чечалов. -- Они вольные стрелки. В Катаре тренироваться жарко, поэтому они приезжали в Белоруссию. Катар хорошо платит спортсменам".
В борьбе система переходов спортсменов из одной страны в другую не регулируется так, как в футболе или хоккее. Есть примеры, когда на чемпионатах мира или Европы один и тот же спортсмен выступал под флагом разных государств. Все спортсмены попасть в свою сборную не могут, потому и принимают двойное гражданство, чтобы выступать за другую страну. Но двойное гражданство в Белоруссии не практикуется, и Ахмедов, у которого когда-то было белорусское подданство, несколько лет назад стал гражданином Катара, получив все документы.
Эта спортивная тройка летела из Минска в Белград на соревнования транзитом через Москву. С собой у них было около 5 тыс. долл. -- деньги на питание, проживание, взнос для участия в турнире. К этим деньгам, которые не были правильно декларированы, и придралась российская таможня. Газете «Время новостей» стало известно, что потом у спортсменов при досмотре обнаружили подозрительную литературу. Бдительность пограничники проявили из-за восточной внешности спортсменов и из-за слова «Катар». У нас эта страна получила дурную славу после ареста российских разведчиков, которым катарцы предъявили «провокационные», по определению МИД России, обвинения.
Если судьба катарских спортсменов не вызывает опасений, то нашим чекистам в Катаре грозит суд и, возможно, жесткий приговор, вплоть до смертной казни. «Никакого подтверждения информации о том, что россиян якобы скоро отпустят, мы не имеем. Наоборот, им во вторник собираются предъявить новое, расширенное обвинение», -- заявили «ВН» в адвокатском бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Мы выяснили, что оно и займется защитой чекистов. По словам юристов, договор на защиту граждан РФ с ними заключил МИД. К вылету в Катар готовятся несколько адвокатов, в том числе Дмитрий Афанасьев.
«Пока в Дохе работают наши партнеры из Англии. Они сталкиваются с большими проблемами, -- заявили нам в бюро. -- Их не допускают до клиентов, власти Катара на контакты идут неохотно, и получить от них какую-либо информацию крайне сложно». В воскресенье в бюро поступила официальная бумага от властей Катара. Это всего один лист, половина которого -- текст на арабском языке, а вторая -- перевод. Там сообщается, что россиянам предъявлено обвинение в связи с инцидентом 13 февраля в Дохе, и указывается ряд статей местного уголовного кодекса. Серьезность ситуации подтвердили «ВН» и в российском МИДе: «Непонятно, кто распускает оптимистичные слухи, все наоборот». Нам сообщили, что из Москвы в Доху на помощь посольству вылетели два дипломата и мидовский врач.
Елена СУПОНИНА, Ольга ЕРМОЛИНА, Анна НАУМОВА, Минск, Александр ШВАРЕВ