|
|
N°35, 02 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почти плановое награждение
Вручение премий Американской киноакадемии обошлось без неожиданностей
В лос-анджелесском кинотеатре «Кодак» при изрядном стечении узнаваемого народа были вручены «Оскары». Главный итог церемонии был ясен с самого начала: этот год должен был стать годом окончательного и бесповоротного триумфа «Властелина колец» -- и он им стал. Впервые со времен «Последнего императора» Бернарда Бертолуччи фильм «Возвращение короля» получил призы во всех номинациях, по которым он был выдвинут (а было их ни много ни мало одиннадцать), и вошел в тройку самых заслуженных оскаровских лауреатов наравне с «Бен Гуром» и «Титаником». Третья серия «Властелина колец» (а на самом-то деле, конечно, вся трилогия в целом) получила «Оскары» как лучший фильм года, а кроме того золотыми фигурками были отмечены режиссер Питер Джексон; команда художников в составе Гранта Мэйджора, Дэна Хенны и главного толкиеновского иллюстратора Алана Ли; Ричард Тэйлор и Нгила Диксон, отвечающие за костюмы; монтажер Джеми Селкирк; гримеры Питер Кинг и тот же Ричард Тейлор; композитор Говард Шор; авторы песни «С Запада» Говард Шор, Фрэнсис Уолш и певица Энни Леннокс; команда сценаристов-адаптаторов литературного произведения в составе Филиппы Бойенс и супружеской пары Джексон--Уолш, а также команды, ответственные за специальные эффекты и звук. Таким образом, эпопея Питера Джексона навеки вписана в голливудские анналы, и в следующий раз за новозеландского самородка и его товарищей можно будет уже не беспокоиться и вспомнить о том, что на земле, помимо «Властелина колец», существуют еще кое-какие кинокартины.
Но если с «Властелином» все случилось именно так, как должно было случиться, то те немногие номинации, где обошлись без него, вызывают гораздо больше вопросов. До сих пор абсолютно непонятно, что особенного почтеннейшая академическая публика нашла в совершенно беспомощном фильме «Монстр», где одна из самых красивых американских актрис Шарлиз Терон изображает проститутку и убийцу и вполне сознательно совершенно уродует себя гримом. Однако именно эта роль была признана лучшей. И уж совсем ни в какие ворота не лезет то, что киноакадемики проигнорировали шедевральный бенефис Билла Мюррея в «Трудностях перевода», предпочтя ему профессиональную, но абсолютно рядовую и просчитанную роль Шона Пенна в «Мистической реке». У Пенна было с полдюжины ролей адекватной силы и наверняка будет еще столько же. Смотреть на то, как хорошо справившийся с задачей актер поднимается на кодаковскую сцену, в то время как актер действительно гениальный аплодирует ему, оставаясь на месте, было попросту неудобно. Академия проглядела чудо (даже два, потому что выдвинутый в той же номинации Джонни Депп заслуживал награды не в меньшей степени, чем Билл Мюррей) и теперь вынуждена носить на себе это несмываемое пятно. Сомнительное ощущение оставило и признание лучшим актером второго плана Тима Роббинса, который в той же «Мистической реке» выступил в свою обычную силу, но не более того. Предсказуемым и не вызывающим положительных эмоций оказался и триумф Рене Зельвегер, одаренной золотой статуэткой за роль второго плана в «Холодной горе»: все идет по плану, и не более того.
В сущности, прочих победителей осталось всего ничего: София Коппола, номинированная и как лучший режиссер (к слову, первая в истории «Оскара» женщина, попавшая в эту номинацию), и как автор сценария, получила лишь одну статуэтку -- как драматург. Многократно номинированный и нравящийся практически всем «Хозяин морей» Питера Уира был отмечен только за монтаж звука и операторскую работу Рассела Бойда. Лучшим анимационным фильмом оказался, разумеется, «В поисках Немо», лучшим короткометражным документальным фильмом -- «Сердце Чернобыля» Марианн Де Лео, а длинным -- «Туман войны» Эррола Морриса и Майкла Уильямса, коротким мультфильмом -- «Харви Крампетт» Адама Эллиота, а лучшей игровой короткометражкой -- экранизация рассказа Уильяма Фолкнера «Два солдата» Аарона Шнайдера и Эндрю Сакса.
Пожалуй, в этом году было только две номинации, в отношении которых были невозможны какие бы то ни было сомнения: это награда за лучший неанглоязычный фильм, которая с полнейшим на то правом отошла к гениальному «Нашествию варваров» франкофонного канадца Дени Аркана, да почетный «Оскар» за вклад в кинематограф, который получил комедиограф Блейк Эдвардс, устроивший на вручении сумасшедшее и невероятно смешное шоу в стиле своего постоянного персонажа, инспектора Клузо из серии фильмов о «Розовой Пантере».
Но в целом нынешняя церемония, ставшая самой длинной в истории (около четырех часов), могла бы пройти раз в пятнадцать быстрее. Если бы киноакадемики не пытались интриговать на пустом месте, а попросту, не отпуская Питера Джексона со товарищи со сцены, выдали им все статуэтки сразу и спокойно разошлись по домам. Пересматривать «Трудности перевода».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ