|
|
N°33, 27 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В премьерском кресле
Виктор Христенко заступил на вахту
Вчерашнее в общем-то рядовое заседание правительства было интересно не столько содержанием повестки дня, сколько тем, что впервые за последние четыре года кресло председательствующего занял не Михаил Касьянов, а его бывший подчиненный Виктор Христенко. (Если, конечно, не считать случаев, когда г-н Касьянов был отпуске или болел.)
Г-н Христенко, которому среди кандидатов в преемники премьера источники газеты «Время новостей» во властных структурах все же отдают предпочтение, вошел в новую роль довольно уверенно. Хотя в Белом доме и поговаривают, что поначалу, произнося привычный вступительный монолог, г-н Христенко несколько волновался. Однако потом он быстро адаптировался и вел себя соответствующе характеристике, данной прежним хозяином премьерского кресла, -- «технологично».
Г-н Христенко заявил, что пакет законопроектов, касающихся новаций в сфере ипотеки, налогообложения малого бизнеса и свободных экономических зон, всерьез повлияет «на социально-экономическое развитие страны». Он отметил, что в сфере ипотеки необходимо снижать издержки, стоимость кредита для заемщиков и риски для кредиторов. В случае с малым бизнесом предстоит, в частности, как сказал и.о. премьера устранить «негативные моменты», выявившиеся в процессе реализации ранее одобренных мер поддержки.
Что же касается свободных экономических зон, то здесь г-н Христенко хотя и высказался за новые инструменты привлечения инвестиций, все-таки прежде всего рекомендовал «снять озабоченности, связанные с негативным опытом применения таких зон в России».
По существу главная дискуссия на заседании кабинета министров велась как раз на тему создания особых экономических зон. Члены правительства всячески интересовались, как МЭРТ намерен противостоять негативу, учитывать неприятный опыт ЗАТО, с помощью которых многие бизнесмены уходили от налогов, и т.д. Замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович рассказал, что ОЭЗ не станут привязывать к территориям, а будут создавать для реализации конкретных инвестиционных проектов. Минфин, безусловно, порадовали слова замминистра о том, что зоны не будут вымывать доходы из федерального бюджета, а если в смысле льгот кого-то и коснутся, то как раз не центра, а территорий.
Участники заседания рассказали корреспонденту газеты «Время новостей» о том, что главные оппоненты из Минфина в какой-то степени смирились со свободными зонами, но все же претензии у них остаются. Первый замминистра финансов Алексей Улюкаев назвал по меньшей мере три вопроса, на которые в министерстве хотели бы получить ответы. А именно: Минфину до сих пор неясен статус органа управления зонами. Кроме того, нет четкого описания таможенного регулирования в ОЭЗ. Также остается открытой проблема манипулирования ценообразованием через аффилированные структуры.
Главе МНС Геннадию Букаеву также не все понятно. "В прошлом году только в Магадане (там местные власти имели возможность предоставлять хозяйствующим субъектам налоговые льготы. -- Ред.) умыкнули около 1 млрд руб., а роста инвестиций там как-то не наблюдается», -- сказал он. Впрочем, одну положительную тенденцию г-н Букаев все-таки у МЭРТ, как автора проекта, нашел: «они больше не решают проблему за счет средств бюджета».
Оппонентам вызвался отвечать глава МЭРТ Герман Греф. Он заявил, что зоны по сути «единственный уникальный механизм привлечения инвестиций». Впрочем, г-н Христенко немного остудил пыл министра. «Мы видели много механизмов, включая СРП. Одни умерли, другие нынче ограничены, и теперь самое страшное -- снова придумывать панацею от всех бед». И все же аппаратная победа осталась за главой Минэкономразвития. В протокольном решении по итогам обсуждения концепции законопроекта об ОЭЗ он добился замены формулировки «принять к сведению» на «одобрить в основном». Это означает, что документ отправлен на доработку, которую МЭРТ должен завершить в течение двух недель.
Вера КУЗНЕЦОВА