|
|
N°34, 01 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стоп, холодильник!
Немецкая группа Einstuerzende Neubauten выступила в "Горбушке"
Бывают жутковатые совпадения. Группа под названием «Саморазрушающиеся новостройки» выступила в Москве аккурат между двумя катастрофами -- обрушением крыш у новых построек. Говорят, в 80-х, вскоре после выхода первой официальной записи Einstuerzende Neubauten, в Германии тоже какое-то новенькое здание рухнуло...
Культовая -- без кавычек и оговорок -- группа Einstuerzende Neubauten, одна из самых ярких "индустриальных" команд в мире, фактически родоначальник жанра, уже выступала в Москве несколько лет назад. (Тогда, кажется, ничего трагического не случилось.) Лидер коллектива, вокалист, композитор и автор текстов Бликса Баргельд у нас в третий раз, он приезжал в Россию и в составе группы Ника Кейва.
До Москвы "Новостройки" выступили в Питере -- там был аншлаг, и прошло все вроде бы идеально. Хотя это был первый концерт группы за четыре года. Московский, стало быть, второй, но даже предположить, что программа не обкатана, было невозможно. Игрался в основном новый материал с альбома Perpetuum Mobile. По словам музыкантов, основная идея альбома -- "течение, движение, переход". Здесь, как и на предыдущем альбоме (Silence is Sexy -- "Тишина сексуальна"), коллектив работает скорее с тишиной, нежели с грохотом. Если в случае Einstuerzende Neubauten уместно говорить о тишине.
О концертах Einstuerzende Neubauten ходят легенды. Хотя примерно представляешь, что будет, происходящее все равно застает врасплох. Сцена заставлена черт знает чем, как на свалке. На авансцене -- Бликса в черном костюме-тройке и босиком и двое музыкантов с вполне традиционными бас-гитарой и гитарой (очаровательно старомодный, роскошный «Гретч»). Два других участника играют на чем угодно. Инструменты, например, такие: «ксилофон» из четырех пластмассовых труб, «настроенных» по терциям; железная трубка, в которую дуют, как в блок-флейту (видимо, буквально понятый «ноктюрн на флейте водосточных труб»); грохочущие канистры; искрящие провода. И прочие Spielgeraete -- «аппараты для игры», включая даже ту нелепую штуку, что изображена на обложке последнего альбома, -- «торт» из железных банок, крышек и проигрывателя виниловых пластинок.
В прозвучавшей почти под занавес композиции Ich gehe jetzt («Сейчас я ухожу») остроумно использован звук воздушных компрессоров. Все это великолепие вызывает в памяти пародийный текст одного дурацкого шлягера: Стоп, холодильник, / Стоп морозильник и т.д. Герр Баргельд против такого сравнения вряд ли бы возразил; он считает, что «музыка Einstuerzende открыта и дружелюбна», многие тексты смешны и пародийны, и вообще все это игра. "Мы разрушаем, но не как разрушители, а как дети", -- уверяет Баргельд, ссылаясь на некоего философа, что доказывал: деструктивные личности обычно дружелюбны.
При всей своей инфантильности и деструктивности Einstuerzende Neubauten -- отличные музыканты. Они на ты с формой; если надо играть сложный ломаный размер минут десять -- он будет играться без ошибок, хоть на железной трубе, хоть на "перпетуум мобиле" из банок. А сам Бликса, который никогда, ничему и нигде не учился и утверждает, что если и играет, то не на гитаре, а с гитарой, -- отменный вокалист, выдающий подчас просто ультразвуковые пассажи. Я не знаю, насколько хорошо Einstuerzende Neubauten могут играть "вообще музыку" и как быстро удалось бы им переложить, например, "Мурку" или "Владимирский централ" на железные канистры, но свою музыку они исполняют блестяще. Так больше играть не может никто. Тем более такое.
Александр БЕЛЯЕВ