|
|
N°74, 25 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Могут, оказывается!
Открылась 5-я ярмарка «Арт-Москва»
Прошлогодняя ярмарка «Арт-Москва» памятна покупками, которые вопреки всякой логике произвел на ней Зураб Церетели. Нынешняя, открывшаяся вчера в Центральном Доме художника на Крымском валу, возможно, тоже будет коммерчески успешной (подождем до 29 апреля, когда ярмарка закроется). Но уже и сейчас ясно другое: в Москве открылась Настоящая выставка современного искусства. Пусть всего на несколько дней. Лучшие московские (и, как ни странно, западные) художники, лучшие московские галереи, работающие с современным искусством, и лучшие московские кураторы.
Во-первых, собственно ярмарочная часть. На стенде Галереи М. Гельмана, как всегда, много чего, в том числе: новый фотомонтаж группы АЕС из серии «Исламский проект» (на сей раз художники превратили в мечеть парижский Центр Помпиду), проект Deepinsider Арсена Савадова (огромные цветные фото, на которых, например, испачканные углем шахтеры в душевой примеряют балетные пачки) и компьютерные принты Гоши Острецова «Любовь, война и смерть». Кроме галереи Гельмана -- Айдан-галерея, «XL», «Файн-арт», «Улица ОГИ» (среди прочего здесь выстроенный из пластиковых ведер «Павильон» Александра Бродского). А еще -- «Студия Веры Погодиной» (мини-история отечественного кинетизма), «Бутик Escape», устроенный одноименной галереей (художники очень задорого продают свои личные вещи, например «Платок носовой клетчатый» за 729 у.е. -- этот проект посвящен критике артрынка, на котором, по мнению кураторов, продается не само искусство, но имиджи и интерпретации), а также работающая с «неактуальным» искусством галерея «Ковчег» (выставка альбома Александра Максимова «Спор об абстрактном искусстве»).
Во-вторых -- некоммерческая программа. В этом году она на редкость большая и качественная -- почти два десятка выставок, причем не только в ЦДХ, но в других московских галереях (в их числе, кстати, и «Память тела. Нижнее белье советской эпохи», о которой газета «Время новостей" писала на прошлой неделе).
Целых три выставки, например, посвящены коллекционированию современного искусства: экспозиция Общества коллекционеров современного искусства «Инспекция «Медицинская герменевтика» и русское искусство 1990-х годов» (кураторы -- Андрей Ерофеев и Евгения Кикодзе); выставка из коллекции Государственного центра современного искусства; «Выставка из собраний московских коллекционеров» (один из них -- давно живущий в Москве француз Пьер Броше, в собрании которого представлены практически все направления современного русского искусства, но в особенности работы художников петербургского неоакадемизма и московской группы «Чемпионы мира»). Радует уже сам факт, что такие коллекционеры вообще есть, а тем более, что они -- едва ли не впервые -- предъявили свои собрания публике.
Но главный хит ярмарки -- проект Виктора Мизиано и Иосифа Бакштейна «В сторону экрана. Видеоискусство 90-х», на котором представлены работы исключительно западных художников. Благодаря ему, собственно, и можно говорить о том, что «Арт-Москва» достигла невиданного прежде уровня.
На западе видео-арт давно считается самой продвинутой и самой модной техникой современного искусства. Достаточно сказать, что на прошлой художественной бьеннале в Венеции в 1999 году большую часть призов получили именно видеохудожники. Но у нас видео-арт не так уж популярен (в Москве есть только одна «TV галерея», регулярно работающая с видеоискусством). То ли потому, что наше актуальное искусство не столь продвинутое (читай -- не столь актуальное), то ли потому, что видео-арт -- очень дорогое удовольствие (представьте: плееры, мониторы, огромные экраны, специальное затемненное помещение).
Тем приятнее, что на «Арт-Москву» привезли как раз один из премированных в Венеции проектов -- Turbelent иранской художницы (живущей, правда, в Нью-Йорке) Ширин Нешат. Фильм потрясающей красоты и силы. О нем, как и о других видео, показанных в рамках проекта «В сторону экрана», читайте в ближайших номерах газеты «Время новостей».
Николай МОЛОК