|
|
N°32, 26 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Башкирское эхо под Цюрихом
Загадочное убийство швейцарского авиадиспетчера
Десятки швейцарских полицейских брошены на розыски убийцы 36-летнего датчанина Петера Н., авиадиспетчера службы Skyguide. 1 июля 2002 года во время его дежурства над Боденским озером в южной Германии столкнулись пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой "Боинг-757" компании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 45 детей из Башкирии.
Во вторник вечером Петер Н. стоял на балконе своего домика в Клотене, пригороде Цюриха, когда к нему обратился неизвестный. Затем он поднялся наверх и на глазах у жены и троих детей ударил хозяина ножом. Преступник скрылся, а Петер скончался еще до приезда "скорой". Судя по показаниям очевидцев, убийца -- мужчина "восточноевропейской внешности". Так обычно говорят о выходцах из бывшего СССР. Ему 50--55 лет, он среднего роста, крепкого телосложения, с вьющимися седыми волосами. Информагентства особо отмечают его трехдневную щетину. Говорил он на ломаном немецком. Описание его одежды -- черные брюки и длинное темно-серое пальто -- вряд ли поможет розыску. Кроме того, полицейские намекают, что преступник, вероятно, уже за границей.
Убийство стало сенсацией, как только выяснилась причастность Петера Н. к событиям полуторагодичной давности. В ту ночь Петер Н. следил за радарами один, потому что у его коллеги был перерыв. Система предупреждения об опасности столкновения и телефонная сеть были отключены на ремонт. Поэтому диспетчер из Карлсруэ, заметивший на своем радаре опасное сближение в зоне контроля Цюриха, сообщить об этом не смог. И наконец, в зале находилась некая сотрудница, к управлению полетами отношения не имевшая. Что она там делала -- неизвестно, но Петер Н. заметил опасность лишь за 44 секунды до столкновения и начал отдавать сбивчивые команды пилотам российского лайнера. Тем временем "Боинг", ведомый бортовым компьютером, уже спускался к месту столкновения...
Версия о мести со стороны родственников погибших лежала на поверхности. Большие надежды возлагались на изучение разговора преступника и жертвы. Но, как сообщил представитель полиции Мартин Зорг, о катастрофе в нем не упоминалось. Цюрихская полиция считает акт мести лишь «одной из версий» и призывает воздержаться от опрометчивых выводов.
Шеф швейцарской авиадиспетчерской службы Skyguide Ален Россье придерживается того же мнения. Связь убийства со столкновением над Боденским озером «чисто гипотетическая» и «ни о каких угрозах нам не известно», заявил он вчера. Однако, по словам г-на Россье, весь персонал Skyguide охвачен страхом: «Убийца еще разгуливает на свободе. Неизвестно, идет ли речь об одном человеке или орудует банда. Неизвестны и мотивы преступления».
Полиция взяла под охрану всех сотрудников и рабочие помещения службы. Но уже семь авиадиспетчеров из дневной смены, подавленные стрессом, не смогли выйти на работу. Skyguide объявила о временном сокращении на 40% зоны обслуживания воздушного движения. Нехватка диспетчеров усугубила беды цюрихского аэропорта Клотен, который вчера утром накрыло густым туманом. В Skyguide срочно создана группа психологической поддержки.
После катастрофы над Боденским озером Петеру Н. тоже пришлось долго лечиться от нервного потрясения. По выздоровлении его перевели на административную должность вплоть до окончания следствия, которое поручено немецкому федеральному ведомству по расследованию воздушных происшествий. Его выводы станут достоянием гласности в конце марта. Но Петер Н. их уже не услышит.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева