|
|
N°74, 25 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бледное и зеленое
Завершился форум молодого кино «Дебют-Кинотавр»
Конкурс начинающих режиссеров, которому покровительствует компания «Кинотавр», проходит в Москве уже второй раз. В качестве приза пяти победителям в каждой из номинаций -- игровое кино, документальное, анимационное и клипы -- предоставляется возможность принять участие в фестивале «Кинотавр».
Первый, прошлогодний форум дебютных работ сопровождался ежедневными увеселениями для московских тинэйджеров, не проявлявших ни малейшего интереса к восходящим звездам отечественного кинематографа. На этот раз все прошло куда скромнее. В качестве «затравки» были представлены работы нескольких иностранных режиссеров, в том числе японских. Фильм Йуки Отцуки «Персик» о любви уличного бандита и девушки, раздающей флайеры, -- качественная, аккуратная, не слишком яркая работа -- вошел в пятерку победителей в номинации «Игровое кино» и получил диплом канала РТР «За зрелищность». Пожалуй, эта черта действительно была определяющей для всей японской программы. Фильм Такаши Уджиты «Неудачный вечер Риуко» наглядно демонстрировал, что зрелищной картине вовсе не обязателен хороший вкус или хотя бы смысл. Рыдающая героиня, обиженная жизнью, отцом, братом и обществом, вынуждена сниматься в порнофильмах, чтобы прокормить семью. Получив от папочки очередную оплеуху, Риуко судорожно выливает на пол литр бензина и, заливаясь слезами, пытается поджечь дом. «Риуко, ты думаешь, это поможет?» -- спрашивает отец. «Я что, глупая? Наверное, я глупая. Я безнадежно глупая», -- отвечает она. «Нет, моя дочь не глупая», -- утешает родитель.
На фоне японских страстей кино России и ближнего зарубежья выглядело вдумчивым, бедным и тусклым. Специальным призом «За изобразительное решение» жюри наградило работу Алексея Германа-младшего «Дурачки» -- нечто среднее между «Идиотами» фон Триера и «Любовниками с Нового Моста» Каракса. Победившая в номинации «Игровое кино» картина киевлянки Веры Свешниковой «Чуть больше, чем все остальное» -- одна из немногих действительно оригинальных работ.
Слабая программа документального кино представляла собой перепевы на темы Чечни («Сука», «Чеченский гамбит») и талантливых детей («Веселый дилижанс», «Скрипач»). Провальной оказалась так называемая программа музыкальных клипов: вместо ожидаемых клипов на сцену с веселыми криками выскакивали «звезды российской поп-музыки», исполняли нечто одинаково хриплое и неразборчивое -- из-за ужасного качества звука -- и получали почетные грамоты, в основном «за доброту».
Единственным интересным мероприятием форума оказался показ рекламных роликов -- западных и отечественных, от самых старых («Раскулачим кулаков!») до современных. Уже под конец показа в зал ввалилась огромная толпа подростков, заняв все свободное пространство и заблокировав вход. Однако привел их вовсе не интерес к рекламному искусству. Члены молодежной политической организации «Идущие вместе» и в кинотеатр пришли вместе, чтобы посмотреть фильм «Приходи на меня посмотреть». На прочих показах форума «Дебют-Кинотавр» зрителей набиралось не много.
Анна СТАРОБИНЕЦ