|
|
N°32, 26 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хроники Михаила Касьянова
17 мая 2000 года Госдума согласилась на предложение президента назначить председателем правительства Михаила Касьянова, занимавшего при премьере Владимире Путине пост первого вице-премьера -- министра финансов. «За» проголосовали 325 депутатов, «против» -- 55, 15 человек воздержались.
6 сентября 2000 года, комментируя волну слухов о своей грядущей отставке, Михаил Касьянов заявил, что «относится к этому с улыбкой» и «как к естественному процессу». Позже сплетни о неизбежности отставки премьера возникали еще не раз, но он всегда комментировал их со спокойной иронией.
21 октября 2000 года Михаил Касьянов высказал свою позицию о восстановлении старого гимна коммунистических времен. По его словам, «гимн -- это музыка, которая должна будоражить гражданина страны, а в теле должно покалывать». По поводу реинкарнации советского гимна премьер сказал, что «не воспринимает эту идею на ура, но и не отвергает ее полностью».
В декабре 2000 года президент Владимир Путин поручил премьер-министру заняться реструктуризацией структуры правительства. За следующие полгода стало ясно, что к серьезной реформе не готовы ни в Белом доме, ни в Кремле, и идея плавно трансформировалась в разговоры о «тонкой настройке».
2 февраля 2001 года Михаил Касьянов на расширенном заседании коллегии МВД поставил перед органами внутренних дел три основные задачи: борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и защита интересов собственников. Он заявил, что «люди не должны бояться заниматься бизнесом», и осудил участие МВД в бизнес-конфликтах. По его словам, «любой бизнес можно представить как незаконное предпринимательство», но это лишь повредит экономическому развитию.
20 февраля 2001 года лидер коммунистов Геннадий Зюганов объявил, что оппозиция намерена собрать в Думе подписи в поддержку вотума недоверия правительству. Кабинет министров, по мнению Зюганова, не выполнил рекомендации Госсовета по выработке нового экономического курса и не организовал встречу президента Владимира Путина с видными экономистами для обсуждения вопроса об экономической политике страны. Как известно, сил на продвижение вотума у оппозиции так и не хватило.
24 апреля 2001 года во время визита в Швецию Михаилу Касьянову пришлось комментировать западным журналистам события вокруг холдинга «Медиа-Мост». Он заявил, что это «вопрос финансовых претензий кредиторов к должнику» и «ничего общего с ущемлением средств массовой информации эта ситуация не имеет».
11 июля 2001 года премьер подписал постановление правительства РФ, утверждавшее основные направления реформирования электроэнергетики России.
18 июля 2001 года Михаил Касьянов заявил, что у правительства существует множество аргументов против свободной купли-продажи сельскохозяйственных земель. До принятия Земельного кодекса было еще далеко, и власть тогда еще не определилась с этим вопросом. Стоит отметить, что свое «антилиберальное» заявление премьер сделал во время поездки по сугубо аграрной и консервативной Белгородской области.
23 февраля 2002 года Михаил Касьянов подписал документ о распределении обязанностей между заместителями главы правительства и министрами. В частности, премьеру тогда отошло руководство ведомствами ВПК, которые курировал Илья Клебанов, ранее лишившийся должности вице-премьера.
18 мая 2002 года премьер-министр заявил, что правительство уже в текущем году займется более активным реформированием газового рынка. По его словам, речь шла не о реорганизации ОАО «Газпром», а о расширении доступа другим компаниям к внутреннему рынку газа.
5 июля 2002 года в интервью французской газете «Фигаро» Михаил Касьянов признал, что конфликты вокруг НТВ и ТВ-6 не были чистой экономикой. Премьер заявил, что «речь шла о том, чтобы помешать крупному капиталу использовать СМИ для продвижения своих интересов». Теперь же, по его словам, «телеканалы стали независимыми», и «реализован принцип, провозглашенный два года назад президентом Путиным, о том, что предприниматели должны быть удалены от власти».
17 декабря 2002 года в Нижнем Новгороде состоялось собрание некоей «инициативной группы», собиравшейся выдвинуть Михаила Касьянова кандидатом в президенты России. Сам премьер об этих активистах явно ничего не знал, а заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин назвал это сообщение «либо дезинформацией, либо провокацией».
6 февраля 2003 года Михаил Касьянов на заседании кабинета министров отметил, что в будущем бюджет страны должен формироваться, не ориентируясь на выплаты долга. Кроме того, он заявил, что необходимо отказаться от формирования бюджета с профицитом в пользу снижения налогового бремени, а правительство должно принять необходимые решения по налоговой реформе.
8 июля 2003 года Касьянов заявил, что считает "чрезмерной мерой" арест главы МФО "МЕНАТЕП", акционера ЮКОСа Платона Лебедева. По словам премьера, "такая форма, как арест по подозрению в экономических преступлениях, является чрезмерной мерой, есть достаточно других преступлений, где арест является необходимым". Позднее, 24 июля 2003 года, премьер отметил, что ситуация вокруг ЮКОСа «не идет на пользу имиджу страны и негативно влияет на настроение инвесторов».
17 июля 2003 года премьер-министр на заседании правительства, посвященном программе приватизации на 2004 год, заявил, что итоги приватизации в России незыблемы, а приватизация является одним из основных элементов экономической политики.
28 июля 2003 года представитель пресс-службы Генпрокуратуры Наталия Вишнякова заявила, что ее ведомство видит в неоднократных заявлениях Михаила Касьянова о ситуации с ЮКОСом признаки давления на суд. По мнению Вишняковой, заявления премьера некорректны, а она напомнила, что решение о заключении под стражу Платона Лебедева было принято судом. Г-жа Вишнякова отметила в связи с этим, что «каждая ветвь власти должна заниматься своим делом».
25 декабря 2003 года, комментируя результаты экономического развития России, Михаил Касьянов заявил, что этот год стал одним из самых успешных за весь 12-летний период преобразований в стране. Премьер отметил, что рост ВВП по итогам года должен составить от 6,5 до 7%, а уровень инфляции снизился до 12%.
12 января 2004 года в интервью газете «Ведомости» Михаил Касьянов, говоря о планах правительства, так прокомментировал термин «природная рента» и идеи ее изъятия у нефтяников: «Я не понимаю, о какой природной ренте идет разговор. Такого термина у меня нет. И, по-моему, ни у кого из министров нет такого. Цифра 3 млрд долл. мне тоже незнакома». Кроме того, премьер отметил, что идея Минэкономразвития дифференцировать ставку НДПИ в зависимости от условий добычи нефти ему "не кажется особенно обоснованной".
Подготовил Владимир ДЗАГУТО