|
|
N°31, 25 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кандидат Путина
Президент назовет имя премьера до выборов
Владимир Путин вчера впервые за время своего президентства воспользовался правом уволить премьер-министра. И хотя в отличие от Бориса Ельцина, обращение президента не начиналось со слов «сегодня я принял непростое для себя решение...», Путин сделал это по-ельцински - тогда, когда этого меньше всего ожидали. Исполнять обязанности отставленного Михаила Касьянова глава государства поручил его заместителю Виктору Христенко.
«Полагаю, что граждане России имеют право и должны знать предложения по составу высшего исполнительного органа, в случае моего избрания на должность президента России... Считаю правильным прямо сейчас, не дожидаясь окончания избирательной кампании, заявить состав высшего исполнительного органа государственной власти», -- заявил Владимир Путин в обращении. Однако несмотря на эти соображения, вчера президент не стал делиться с гражданами России предложениями «по составу высшего исполнительного органа». По информации газеты «Время новостей», Путин продержит россиян в неведении еще несколько дней и внесет в Думу кандидатуру на пост премьер-министра в начале будущей недели.
Список «кандидатов в кандидаты» довольно широк. Источники газеты «Время новостей» в Кремле и Белом доме называют и самого г-на Касьянова, и нынешнего и.о. Виктора Христенко, и вице-премьера Алексея Кудрина, и министра обороны Сергея Иванова. У каждого из них есть своя «кандидатская биография». Михаилу Касьянову под предлогом несовместимости Путина с «ельцинским окружением» прочили отставку едва ли не с момента назначения премьером в мае 2000 года. Он за свое кресло особенно не держался, а в последний год часто высказывал мысли, совпадающие с декларациями президента, но противоречащие его действиям.
Алексей Кудрин, напротив, отчаянно боролся за повышение, постоянно доказывая президенту, что Касьянов «не справляется». У министра финансов есть два существенных «минуса» -- духовная близость к Анатолию Чубайсу («У него глаза оживают только при упоминании РАО «ЕЭС», -- говорит один из коллег г-на Кудрина) и ставшая притчей во языцех неорганизованность. Считалось, что именно первое является для Кудрина непреодолимым препятствием к премьерскому креслу. «Плюс» же состоит в том, что глава Минфина в глазах пугливого Запада является политиком либеральных убеждений, и его назначение наверняка было бы воспринято как позитивный «сигнал». Сергей Иванов и Виктор Христенко за премьерское кресло никогда особенно не боролись. Первый - потому, кажется, что имеет более амбициозные карьерные планы, второй - потому что удовлетворен достигнутым.
У каждого кандидата имеется своя «группа поддержки». Свои планы на Сергея Иванова имеет «силовой блок» окружения Путина (как представляется, не совсем оправданно), за Кудриным - Чубайс и некоторые либералы «путинского призыва», за Христенко - Кудрин и Чубайс (по некоторым данным, сознавая политические «минусы» своего тандема, они готовы остаться за «спиной» г-на Христенко). Сегодня кажется, что шансы быть представленным в Думу в качестве кандидата в премьер-министры есть у каждого. Однако наиболее осведомленные источники советуют в первую очередь обратить внимание на фигуру главы Минфина. У него, кстати, не вызывает сомнений перспектива работы в будущем кабинете. Вчера он расценил решение президента как «правильное, достаточно смелое и нестандартное» и связал с ним надежды на ускорение реформ.
Другой правительственный реформатор, глава Минэкономразвития Герман Греф был не столь откровенен. «Решения президента не комментируются», -- заявил он корреспонденту газеты «Время новостей». Шансы гг. Иванова и Христенко могут вырасти лишь в том случае, если в отношении г-на Кудрина сработает «фактор Чубайса». Сценарий дальнейших событий, видимо, таков: Дума еще до выборов президента с первой попытки утвердит путинского кандидата, а предусмотренная Конституцией процедура смены правительства после инаугурации вновь избранного главы государства станет чистой формальностью.
Все эти расклады и резоны нисколько не отвечают на вопрос о том, что стало причиной вчерашнего решения Владимира Путина. Уместно вспомнить слова одного из его сподвижников, сказанные прошлым летом (тогда борьба с олигархами еще не набрала оборотов, и оппозиция раскручивала лозунг отставки правительства): «Для президента возможность отправить правительство в отставку -- мощный политический ресурс, возможно, самый мощный в арсенале главы государства. Пользоваться этим ресурсом нужно осторожно, лишь тогда, когда это единственное, что остается в сложившейся ситуации».
Ни тогда, ни особенно сейчас обстановка не требовала от Путина использовать свой «мощный политический ресурс». Ссылки на то, что глава государства решил перед выборами представить гражданам свою команду (в конце концов, не может кандидат в президенты назначать своих единомышленников министрами) или на то, что Путин решил не тратить драгоценное время на послевыборную чиновную пробуксовку, звучат очень неубедительно. Тем более что установить людей, причастных к подготовке решения, пока не удалось. «По-моему, это вообще экспромт», -- говорит один из источников газеты «Время новостей» во властных структурах (эту версию, кстати, подтверждает, забавная деталь: перед записью телеобращения Путина, по свидетельству телевизионщиков, не загримировали).
Таким образом, вопрос об истинных мотивах путинского решения остается открытым. И вовсе не факт, что внесение в Думу кандидатуры премьера даст на него ответ. Есть и еще один вопрос - будет ли востребован властью Михаил Касьянов, если не подтвердятся осторожные слухи о возможности его возвращения в премьерское кресло.
Заявление президента России Владимира Путина
«Уважаемые граждане России!
В соответствии со статьей 117 Конституции России мною принято решение об отставке Правительства.
Данное решение не связано с оценкой итогов деятельности прежнего состава Правительства, которую в целом считаю удовлетворительной. Оно продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта 2004 года.
Полагаю, что граждане России имеют право и должны знать предложения по составу высшего исполнительного органа, в случае моего избрания на должность Президента России.
Именно от Правительства в самой существенной мере зависит продвижение всех государственных и социально-экономических преобразований. Поэтому считаю правильным прямо сейчас, не дожидаясь окончания избирательной кампании, заявить состав высшего исполнительного органа государственной власти, который должен будет принять на себя свою часть ответственности за дальнейшее развитие нашей страны. Своевременное формирование Правительства позволит избежать неопределенности в структурах федеральной исполнительной власти, а следовательно -- поддержать работоспособность государственного аппарата, сохранить заданный темп преобразований, в том числе в рамках начатой административной реформы.
В соответствии со статьей 111 Конституции Российской Федерации намерен внести в установленные сроки кандидатуру Председателя Правительства России в Государственную Думу.
В недельный срок после назначения Председатель Правительства должен будет представить мне предложения о новой структуре федеральных органов исполнительной власти.
Одновременно поручаю действующему составу Правительства продолжать исполнять свои обязанности вплоть до формирования нового Правительства Российской Федерации».
Андрей ДЕНИСОВ