Время новостей
     N°32, 26 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2004
Невидимкой быть честнее
Прошла презентация российского проекта Венецианской архитектурной биеннале
Тема очередной летней Международной архитектурной выставки в Венеции -- «Метаморфозы». Придумана она куратором, известным швейцарским историком архитектуры Куртом Форстером. Россия примет участие в биеннале проектом в высшей степени интригующим.

Похоже, популярную в практике Contemporary Art идею «нонспектакулярности» (антизрелищности) взяли на вооружение и идеологи отечественной Contemporary Arch, современной архитектуры. На прошедшей в Минкульте презентации комиссар российского павильона Венецианской биеннале, директор «Росизо» Евгений Зяблов и художественный руководитель российского проекта биеннале Евгений Асс назвали нашу экспозицию просто и незатейливо: «Архитектурная мастерская». Что это значит? Это значит, что, согласно толкованию слова «Метаморфозы» Евгением Ассом, самое интересное в них -- процесс, а не результат, превращения, так сказать, не аттрактивные, зрительные, а интеллектуальные.

Никакой статичной экспозиции с пылящимися планшетами и моделями не будет. Будет цикл проектных семинаров-мастерских (на профессиональном языке архитекторов -- workshops) для российских студентов и молодых архитекторов под руководством успешно практикующих архитекторов мира. За десять недель работы архитектурной биеннале (открытие запланировано на 2 сентября сего года) будет проведено десять семинаров, в каждом из которых примут участие десять российских студентов или молодых архитекторов. То есть 100 архитекторов за все время. Итак, проект России не экспозиционный, а образовательный. Студенты приедут в Венецию, пообщаются с великим городом, мэтрами современного зодчества и между собой, и уедут окрыленные к себе в российскую глубинку творить, выдумывать, пробовать. Евгений Асс особенно подчеркнул, что участники будут отбираться из всех регионов России, без приоритетов городам столичным и «продвинутым». А Евгений Зяблов растроганно заявил: «Таким совместным творчеством мы породим начала, даст бог, Баухауса» (знаменитые немецкие архитектурные мастерские времен авангарда). И будет собственных Кулхасов, и Корбюзье, и прочих «асов» российская земля рождать!

Отбор ста претендентов осуществится в ходе объявленного вчера открытого конкурса для студентов и молодых архитекторов, с условиями которого можно ознакомиться на официальном сайте российского павильона биеннале: www.labiennale.ru. (Заинтересованным следует поспешить, так как dead-line подачи заявок и предложений -- 10 апреля.)

Причины, по которым Россия отказалась от традиционной биеннальной выставки, вполне коррелируют с идеологией нонспектакулярности. Эти причины озвучил Евгений Асс. Первая: кризис идеологии Биеннале в целом, эволюция ее в сторону зрелищности в ущерб проблемности и дискуссионности. Вторая: честное признание провинциального статуса России в современном архитектурном мире, и как следствие -- выбор имиджа рефлексирующего наблюдателя, а не демонстратора трудовых достижений и подвигов.

Придумано все, конечно, умно и классно. Однако имеются три маленькие, озвученные журналистами, проблемы. Одна из них касается потенциальных посетителей павильона. Что они там увидят вообще? Подозрения в абсолютном визуальном пуризме Асс отвел. Экспозиция будет зрелищная, но мобильная, постоянно трансформирующаяся. Она сложится из нескольких составляющих: работ учеников-стипендиатов, работ учителей-модераторов, дизайнерской режиссуры архбюро «Меганом» под руководством Юрия Григоряна и графического дизайна Евгения Добровинского.

Другая, поднятая вашим обозревателем, проблема: какой реальный стимул карьерного роста предполагает участие в венецианском workshop? Здесь ответы были более уклончивыми, в духе взаимодействия организаторов биеннале с региональными органами власти и местным для командированного участника архитектурным сообществом. Наконец, третий аспект -- финансовый. Венецианская «стипендия» для ста студентов и десяти звезд-модераторов выйдет российским организаторам в копеечку. Бюджет точно превысит выделенную государством сумму в 100 тыс. долл. К чести организаторов презентации, эту проблему они представили прозрачно. Евгений Зяблов назвал конкретную требуемую сумму в 300 тыс. долл. и выразил надежду, что недостающие пока средства поступят от спонсоров.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки