|
|
N°31, 25 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хроника событий
14--15 января 2000 года. В Москве проходит Всероссийское совещание работников образования, на котором тогда еще премьер и и.о. президента Владимир Путин впервые тезисно сформулировал потребности новой власти в образовательной сфере. Главной задачей образования названа подготовка нужных «грамотных, инициативных, предприимчивых и коммуникабельных людей, подготовленных к тому, чтобы соответствовать требованиям XXI века». Кроме того, г-н Путин пообещал погасить долги перед бюджетниками и восстановить звание «Народный учитель Российской Федерации»
1 сентября 2000 года. Посещение президентом школы в деревне Кузькино Шигонского района Самарской области. Там Владимир Путин объявил, что решить проблемы сельского образования можно с помощью компьютеризации, и потому правительство выделяет не менее миллиарда рублей на закупку 40 тыс. компьютеров для школ России. Другим не менее важным итогом пребывания г-на Путина в Кузькино стал пересмотр позиций биологической науки в школьной программе. Открыв учебник по биологии для 7 класса, президент обнаружил там задание: «Укажите десять отличий нервной системы дождевого червя от нервной системы ланцетника». Поскольку никто из чиновников, включая министра образования Владимира Филиппова, не смог дать сколь-либо вразумительный ответ на этот «детский вопрос», президент усомнился в целесообразности столь детального изучения ланцетника и без того перегруженными российскими школьниками.
16 февраля 2001 года. Правительство принимает постановление «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». Через несколько месяцев пробный ЕГЭ прошел в пяти регионах страны, участвовало около 30 тыс. школьников. Прошлым летом к эксперименту подключались уже около 600 тыс. выпускников из 47 регионов, в 2004 году ЕГЭ пройдет в 62 субъектах РФ.
29 августа 2001 года. На заседании Госсовета, посвященном вопросам модернизации системы образования, Владимир Путин заявил, что в России в срочном порядке должна быть решена проблема установления государственных образовательных стандартов. Президент потребовал найти "разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и прагматической ориентацией образования на реальные потребности экономики государства".
30 августа 2001 года. Первая атака на учебники истории. В канун нового учебного года премьер Михаил Касьянов на заседании правительства раскритиковал школьные пособия по новейшей истории. Его упреки касались наличия в учебниках терминов «уголовный беспредел», «рабочий класс» и «трудовая интеллигенция» и отсутствия упоминаний о ценностях демократического общества, о необходимости реформ в экономике и социальной сфере, о том, что сам народ избрал путь рыночных преобразований.
29 декабря 2001 года. Правительство одобрило «Концепцию модернизации российского образования (на период до 2010 года)».
Весна 2002 года. Минобразования и Государственный университет «Высшая школа экономики» запустили проект по использованию Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Смысл новой системы в том, что бюджетные деньги следуют в вуз вслед за студентом. В локальном эксперименте приняли участие пять вузов: три из Чувашии и два из республики Марий Эл. Вузы Москвы и крупных городов пока остались в стороне.
7 июля 2003 года. Президент подписал закон о разграничении полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области финансирования образования. К ведению центра стали относиться основы формирования основных образовательных программ, системы оплаты труда работников образовательных учреждений, минимального размера оплаты труда и должностных окладов. Субъекты РФ утверждают нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и выделяют субвенции местным бюджетам на их финансирование (в т.ч. и расходы на зарплату и приобретение учебных пособий). Местное самоуправление финансирует поддержание и развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений и коммунальные выплаты.
10 октября 2003 года. Дума начала менять школьную программу. Самой насущной проблемой оказалось отсутствие НВП: 338 голосами против 42 нижняя палата приняла в первом чтении законопроект о возвращении в школу автоматов Калашникова и строевой муштры. Пока, впрочем, НВП в школах регулируется еще старым законодательством, позволяющим вводить военную учебу лишь в качестве факультатива.
27 ноября 2003 года. Вторая атака на учебники истории. Министр образования Владимир Филиппов на коллегии министерства раскритиковал учебник новейшей истории России Игоря Долуцкого. Гнев министра вызвали приведенные в пособии цитаты Игоря Буртина и Григория Явлинского, над которыми предлагалось порассуждать школьникам. Буртин заявил, что в России после избрания Путина установился режим авторитарной диктатуры. Явлинский же утверждал, что уже в 2001 году в России оформилось полицейское государство. Примечательно, что в это же самое время президент заявил, что "современные учебники для школ и вузов не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы".
16 января 2004 года. Владимир Филиппов на всероссийском совещании в Тюмени торжественно рапортовал, что впервые в истории России расходы на образование превысили расходы на оборонную промышленность.
|