|
|
N°74, 25 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зато мы делаем корветы
Российские военные по-новому тратят деньги
Российский военно-промышленный комплекс замер в ожидании ожесточенных «финансовых баталий». Итоги первой схватки за многомиллиардный «приз» госзаказа станут известны уже в ближайшие дни: к 27 апреля должны быть подведены итоги тендера по размещению крупного заказа национального Военно-морского флота на строительство кораблей класса «корвет». Впрочем, известны они станут очень немногим -- происходящее окутано плотной завесой секретности. Связанной, с одной стороны, с непривычно высокой степенью «закрытости» всего, что касается новой российской программы перевооружения. А с другой -- с тем, что «игра на военные деньги» отныне ведется по новым правилам. Произведенная Владимиром Путиным месяц назад реформа руководства российского Министерства обороны отнюдь не ограничилась кадровыми перестановками. Новации оказались куда более серьезными, в частности, изменена система заказов военными новых образцов военной техники и вооружения. Теперь все выделяемые на это финансовые средства сосредоточены в руках «единого заказчика», которым стал назначенный путинским указом от 24 марта замминистра обороны, начальник вооружений ВС генерал-полковник Алексей Московский.
Итоги нынешнего тендера на строительство корветов для российского ВМФ до недавнего времени казались делом предрешенным. Еще в конце нынешнего января в ходе посещения одного из крупнейших национальных судостроительных предприятий -- санкт-петербургской «Северной верфи» -- главком российского ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов публично заявлял о том, что «флот приступает к строительству серии новейших корветов», причем закладка первого корабля этой серии будет произведена к концу года именно на стапелях «Северной верфи». Как заявили вчера газете «Время новостей» в штаб-квартире Военно-морского флота, «закрытый характер тендера не позволяет оглашать более подробную информацию о его проведении, однако слова главкома остаются в силе».
Правда, в главкомате, похоже, не учитывают того, что реальных рычагов влияния у них теперь не так много: виды вооруженных сил и рода войск отныне лишь готовят заявки. А реальное управление финансовыми потоками, которые проходят по статьям «закупка вооружений» или «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», доверено генералу Московскому. Неудивительно, что ослаблением позиций Главного штаба ВМФ тут же попытались воспользоваться конкуренты «Северной верфи» (кроме нее в тендере принимали участие еще три предприятия: калининградский «Янтарь», питерский Балтийский завод и Зеленодольский судостроительный из Татарии). По крайней мере за три дня до формального окончания тендера ИТАР-ТАСС опубликовал «информационный слив» о том, что Балтзавод предлагает военным построить корабли по минимальной цене -- 1,6 млрд рублей за штуку, в отличие от других участников тендера, которые оценивают каждый корвет в 1,8 млрд рублей.
Игорь Макурин, пресс-секретарь группы компаний «ИСТ», владеющей контрольным пакетом акций Балтийского завода, заявил газете «Время новостей», что «не располагает никакой официальной информацией о результатах вскрытия конвертов с предложениями участников тендера». Однако собеседник подтвердил, что цена, предложенная Балтзаводом за один корвет, -- 1,6 млрд рублей. По его предположению, будет вполне логично, если цена конкурентов окажется выше. Г-н Макурин объяснил это так: «Балтзавод изготавливает на собственных мощностях большую часть комплектующих для корабля, а это более четырех тысяч наименований изделий. Нашим конкурентам многие из них придется покупать у нас и, соответственно, закладывать в свою цену нашу прибыль».
По данным г-на Макурина, на первом этапе речь идет о строительстве пяти корветов, спроектированных на петербургском ЦМКБ "Алмаз", в общей же сложности Минобороны может заказать до 25 кораблей. Ударную мощь корвета проекта 20380 водоизмещением 1900 тонн будет обеспечивать ракетная установка "Уран Э", а также комплексы противовоздушной обороны "Каштан", орудия и вертолет.
Юрий ГОЛОТЮК, Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург