|
|
N°74, 25 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На полпути к свободе
Генеральный директор радио «Эхо Москвы» Юрий Федутинов в понедельник заявил о том, что между «Медиа-Мостом» и «Газпром-Медиа» ведутся переговоры о передаче контрольного пакета журналистскому коллективу радиостанции ради сохранения редакционной независимости. В настоящий момент коллективу станции «Эхо Москвы» принадлежит немногим более 30% акций радиостанции, 25% плюс одна акция принадлежит «Газпрому», а около 40% находятся под контролем «Медиа-Моста», из которых 25% акций находятся в залоге у «Газпрома» по кредиту 262 млн долл., срок которого истекает в июле. Именно эти 25% акций радиостанции «Эхо Москвы» трудовой коллектив хочет выкупить у «Газпром-Медиа», получив тем самым контрольный пакет -- 55% акций. Однако на 4 мая назначено заседание Черемушкинского суда, где будет рассматриваться иск «Газпром-Медиа» о передаче в собственность не только 19% акций НТВ, но и заложенных 25% акций во всех компаниях «Медиа-Моста», в том числе и радио «Эхо Москвы». Таким образом, радиостанция, как и другие СМИ и компании «Медиа-Моста», может перейти под контроль «Газпрома» уже в ближайшее время. О том, как видит дальнейшее развитие событий вокруг радиостанции «Эхо Москвы» ее главный редактор Алексей ВЕНЕДИКТОВ, находящийся в Страсбурге на сессии ПАСЕ, он рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Арине БОРОДИНОЙ.
-- Каким образом можно вести переговоры о передаче коллективу «Эхо Москвы» еще 25% акций радиостанции, пока принадлежащих «Медиа-Мосту», если в настоящий момент пакет находится в залоге у «Газпрома»?
-- «Медиа-Мост» и «Газпром» согласны вести эти переговоры, они разблокировали эту ситуацию. Более того, вчера я получил согласие руководства «Медиа-Моста» о продаже этого пакета нам, журналистам, в том случае, если «Газпром» не будет возражать.
-- Но «Газпром» наверняка будет возражать, и, видимо, активно.
-- Не вижу необходимости «Газпрому» возражать. Они же говорят, что хотят деньги вернуть. Более того, скажу, что во время переговоров с «Газпромом» г-н Кох обозначил цифру -- цену этих 25% акций «Эхо Москвы», которые сейчас находятся у них в залоге.
-- Сумму, конечно, не назовете?
-- Это коммерческие переговоры. Эту сумму может вам назвать только г-н Кох. Замечу, что Кох также обозначил два условия, при которых заложенный пакет может быть продан коллективу «Эха». Одно из них -- цена. Она хоть и очень велика для нас, тем не менее мы идем на это условие. Вторым условием «Газпрома» было то, что деньги, которые мы заплатим, будут не аффилированные с Гусинским. Я провел переговоры с некоторыми представителями банков, в том числе и с государственными российскими банками. Не буду называть конкретно с какими, потому что переговоры идут. И нашел понимание. Схема получается очень простая -- мы берем кредит в банке под залог этого пакета акций, который выкупаем у «Газпрома». А полученным кредитом расплачиваемся с «Газпромом». Деньги уходят в «Газпром». В этом случае владельцами акций станут журналисты -- физические лица, около 20 человек.
-- А когда вы последний раз разговаривали с Кохом на эту тему?
-- Первый раз мы разговаривали с ним об этом полтора месяца назад. А последний... Поскольку переговоры вошли в коммерческую линию, их ведет мой гендиректор Юрий Федутинов. Он разговаривал с господином Резниковым (Александр Резников -- заместитель Альфреда Коха. -- Ред.) неделю назад.
-- В субботу в интервью «Радио Свобода» г-н Кох заявил, что у «Газпрома» будет контрольный пакет станции «Эхо Москвы», а также он заметил, что вы его как главный редактор устраиваете.
-- Я не слышал этого интервью, но меня это сильно изумляет. Мне он этого не говорил. Если он действительно заявлял об этом, это значит, что принято политическое решение. И все разговоры, что «Газпрому» нужны деньги, являются неправдой. Что касается «устраивает -- не устраивает», меня избрала ассоциация журналистов и утвердило собрание акционеров. Я могу многих устраивать или не устраивать... Но я хочу, чтобы радиостанция «Эхо Москвы» принадлежала журналистам. Если «Газпром» будет настаивать на контроле -- это будет политическое решение, и явно не г-на Коха, а Кремля.
-- А если допустить, что ваши переговоры не увенчаются успехом и «Газпром» получит контрольный пакет радиостанции «Эхо Москвы», как вы видите ее будущее?
-- Пока я главный редактор, есть линия станции «Эхо Москвы», которая была заложена ее основателями в 1990 году. Она не будет изменяться. Никто не заставит меня изменить редакционную линию, увольнять журналистов.
-- Но вы видите, что творится с вашими коллегами -- НТВ, журналом «Итоги», газетой «Сегодня»...
-- Хочу напомнить, что после того как «Газпром» взял контроль над «Итогами», Пархоменко имел возможность выпустить еще три номера. И как только он столкнулся с фактами цензуры и давления, он ушел. Если я тоже с этим столкнусь, то такова будет и моя судьба, и судьба тех моих коллег, которые последуют за мной. Но все-таки я хочу сказать, что переговоры с «Газпромом» я не считаю прерванными. Пока я не услышал этого от самого Коха. Оба его условия выполнены. Деньги в общем-то сконцентрированы. Самым трудным как раз было получить согласие Гусинского. В понедельник у меня с ним был очень тяжелый разговор по поводу продажи акций трудовому коллективу. Мне удалось его убедить. И мы считаем, что сейчас «Эхо Москвы» имеет реальные шансы снова стать радиостанцией, которая принадлежит журналистам.
Беседовала Aрина БОРОДИНА