|
|
N°34, 01 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сколько стоит «Апатит»
Генпрокуратура в пятницу предъявила обвинения председателю РФФИ Владимиру Малину и одновременно допросила ряд высокопоставленных сотрудников фонда. Как считают следователи, г-н Малин превысил полномочия при заключении между РФФИ и «МЕНАТЕПом» мирового соглашения, в результате которого 20% акций ОАО «Апатит» были, по версии Генпрокуратуры, проданы гораздо ниже их реальной цены. Именно история с ОАО «Апатит» положила начало масштабному расследованию дела ЮКОСа. В его рамках ранее были арестованы Михаил Ходорковский и Платон Лебедев.
В 1994 году правительство решило выставить на инвестиционный конкурс 20% акций ОАО «Апатит». В торгах участвовали только фирмы, подконтрольные «МЕНАТЕПу», а победило АОЗТ «Волна», предложившее 425 млн руб. наличными и инвестиции в предприятие в размере 283 млн долл. Значительная часть инвестиций на ОАО «Апатит» должна была поступить до 1 сентября 1994 года, а когда этого не произошло, Фонд имущества Мурманской области потребовал от «Волны» вернуть акции и обратился с иском в арбитражный суд Москвы. Буквально за несколько дней до решения суда на счета «Апатита» в банке «МЕНАТЕП» поступила вся обещанная сумма. Иск был отклонен, после чего, согласно данным следствия, деньги были сняты со счета «Апатита» и возвращены обратно «Волне». РФФИ вновь подал в суд на эту фирму, после чего, как считают в Генпрокуратуре, представители «МЕНАТЕПа» просто вывели из «Волны» все акции ОАО «Апатит» -- они были перепроданы другим структурам, подконтрольным Платону Лебедеву. Поэтому когда «Волна» проиграла тяжбу, забирать у нее уже было нечего.
РФФИ еще пытался вернуть акции через суды, но в результате сам «МЕНАТЕП» предложил уладить вопрос миром. Чтобы определить стоимость 20% акций «Апатита», Владимир Малин заключил официальный договор с ООО «ВС-оценка», которое дало заключение, что их цена составляет 15 млн долл. Акт оценки приняла зампредседателя РФФИ Светлана Паршукова. Потом при участии Владимира Малина и его заместителя Владимира Вдовина было принято решение именно по цене в 15 млн долл. заключить с «МЕНАТЕПом» мировую. Подробная проработка этого вопроса была поручена начальнику отдела судебной практики Дмитрию Жукову. И уже 19 ноября 2002 года заместитель г-на Жукова Борис Удов по доверенности от РФФИ поставил свою подпись под мировым соглашением, а позже оно было утверждено арбитражным судом Москвы. В результате получилось, что «МЕНАТЕП» купил акции не по номинальной, а по рыночной цене (то, что уплатил на торгах плюс 15 млн долл.) и соответственно никаких инвестиционных обязательств перед «Апатитом» не имел.
В Генпрокуратуре мирное соглашение между РФФИ и «МЕНАТЕПом» вызвало подозрения, поскольку, по мнению следователей, реальная цена 20% акций «Апатита» составляла 283 млн долл. В результате 2 июля 2003 года по обвинению в хищении акций ОАО «Апатит» был арестован глава «МЕНАТЕПа» Платон Лебедев, а спустя 20 дней следователи вызвали на допрос Удова, Вдовина и Малина. За последние полгода следователи допрашивали многих других представителей РФФИ, в том числе ряд зампредов, а 22 декабря Генпрокуратура обратилась в Высший арбитражный суд с требованием признать незаконным мировое соглашение. Уже 5 февраля иск был удовлетворен, а само соглашение отправлено на повторное рассмотрение в арбитражный суд Москвы. После этого в Генпрокуратуре, видимо, посчитали, что вина Малина окончательно ясна.
В минувший четверг днем, когда Владимир Малин собирался на прием к главе кремлевской администрации Дмитрию Медведеву, в его кабинет вошла большая группа следователей с ордером на обыск. В результате были изъяты бумаги в кабинете самого г-на Малина, а затем ночью проведен обыск на его квартире. Одновременно были выданы повестки на допросы Малину, Вдовину и Удову -- в пятницу, а Жукову -- в субботу. 27 февраля Малин, Вдовин и Удов провели в здании Генпрокуратуры почти весь день. Правда, двоих последних в очередной раз просто допросили, а председателю РФФИ предъявили обвинения в превышении полномочий (ст. 286 УК РФ). Мерой пресечения Малину выбрана подписка о невыезде.
Александр ШВАРЕВ