|
|
N°30, 20 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ракетчики подняли «Бурю»
Эксперты считают, что "новое оружие президента" -- гиперзвуковые крылатые ракеты
Генеральный штаб подвел вчера предварительные итоги стратегической командно-штабной тренировки (КШТ) «Безопасность-2004». Масштабы ее продолжают впечатлять. Как рассказал журналистам первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский, на одном из последних этапов тренировки подразделения Приволжско-Уральского и Сибирского военных округов были переброшены в Северо-Кавказский округ. Там они провели учения с боевой стрельбой. Самолеты дальней авиации Ту-95 и Ту-160 пускали крылатые ракеты по целям на севере страны.
Но главной составляющей КШТ стал, без преувеличения, эксперимент, результаты которого позволили генералу Балуевскому вчера заявить: "В России с успехом идет создание новых стратегических наступательных вооружений, которые сделают практически бесполезными любые системы противоракетной обороны". Новейшие комплексы, по словам источников, близких к Минобороны, поступят на вооружение РВСН до 2010 года. Об их достоинствах, находясь на космодроме Плесецк, поведал Владимир Путин: новинки смогут поражать цели «на межконтинентальной глубине, с гиперзвуковой скоростью и возможностью маневра по курсу и высоте». По словам президента, именно они обеспечат России стратегическую безопасность на длительную перспективу.
Поскольку более конкретных слов ни президент, ни тем более военные не сказали, а сам «прообраз гиперзвукового ракетного комплекса» после эксперимента прекратил свое существование на орбите, газета "Время новостей" обратилась к ряду военных экспертов, попросив их прокомментировать слова президента и ответить на вопрос, какое именно оружие мог иметь в виду президент.
Действительный член Академии космонавтики Валентин Белоконь сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что термин «гиперзвуковая» (применительно к ракете) заставляет думать, что речь идет скорее всего не о баллистической, а о крылатой ракете, летящей со скоростью, в четыре и более раз превосходящей скорость звука. И тогда это действительно "супероружие".
Сегодня существуют дозвуковые (типа «Томагавка») и сверхзвуковые (стоящие на вооружении российских ВМФ) ракеты. Разработки гиперзвуковых ракет велись в СССР с середины 60-х годов. КБ Лавочкина даже провело полноценные испытания одной из них. Ракета «Буря» летела на высоте около 35 км в 3--3,5 раза быстрее скорости звука. Потом появилась баллистическая ракета Р-7 Сергея Королева. Руководство страны решило, что ракета КБ Лавочкина фактически дублирует Р-7, и испытания крылатых ракет отменили. Однако научный задел остался. Вполне возможно, считает Валентин Белоконь, сегодня это направление вновь будет признано перспективным. Если новые «изделия» в отличие от прежних могут маневрировать по курсу и высоте, причем методом случайных чисел, то их просто невозможно перехватить никакой ПРО.
Источник газеты «Время новостей» в Коллегии военных экспертов также считает, что речь идет о крылатых ракетах. Пуски же «традиционных» ракет с двух полигонов могли быть, по мнению источника газеты, как «дымовой завесой», закрывающей главный эксперимент, так и обычной проверкой готовности РВСН. По его мнению, во время проводящейся стратегической тренировки крылатые «новинки» запускались со стратегических ракетоносцев, а также с подлодки в контейнере, после чего ракеты расправляли свои «крылышки». В этом случае несколько неудачных пусков, о которых столь много было написано в СМИ, объясняются действительной новизной эксперимента. И тогда слова президента о том, что тренировка была успешной, и отсутствие каких бы то ни было упреков в адрес военных закономерны.
Предположения совершенно другого плана высказал корреспонденту газеты «Время новостей» главный специалист ИМЭМО РАН генерал-майор запаса Владимир Дворкин. Возможность глубокой модернизации носителей, то есть баллистических ракет, в силу естественных технических причин (масса ракеты, размеры) ограничены. Поэтому, говоря о новых свойствах оружия сдерживания, президент, считает г-н Дворкин, скорее всего имел в виду возможности повышения характеристик головной части ракеты. Боевые блоки существующих ракет возможности маневра не имеют. Возможно, за счет изменения конструкции ракета и приобретает маневренность и гиперзвуковую скорость.
Николай ПОРОСКОВ