|
|
N°30, 20 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не сошлись в трубе
Нефтяники жалуются премьеру на высокие цены металлургов
На этой неделе началось противостояние между крупными нефтегазовыми компаниями и металлургами. Причина войны -- очередное повышение цен на трубы на 28--32%, в то время как год назад оно составило 22%. Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов написал письмо премьеру Михаилу Касьянову, в котором обращает внимание на то, что рост цен на трубы уже второй год подряд превышает инфляцию в разы, и предлагает либо установить экспортные пошлины на металлопрокат до 30%, либо отменить импортные пошлины на соответствующую продукцию. С аналогичной просьбой обратился к главе МАП Илье Южанову вице-президент ЛУКОЙЛа Алексей Смирнов. Более того, как стало известно газете «Время новостей», сейчас готовится коллективное обращение на имя г-на Касьянова с той же просьбой, его собираются подписать г-н Богданов, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, первый вице-президент «Роснефти» Сергей Алексеев, и, возможно, председатель правления «Газпрома» Алесей Миллер и президент «Транснефти» Семен Вайншток. Металлурги же утверждают, что рост цен на трубы в первую очередь обусловлен увеличением тарифов на услуги естественных монополий.
Г-н Богданов в своем письме (которое имеется в распоряжении редакции) указывает, что «рост цен на трубы объясняется повышением цен на трубную заготовку и штрипс металлургическими комбинатами». Это, в свою очередь, происходит из-за высоких цен на металл на внешнем рынке и низких экспортных пошлин. «Металлургические комбинаты увеличивают долю экспортных поставок металлопроката, создавая его дефицит на внутреннем рынке, и приравнивают цены на внутреннем рынке к экспортным», -- пишет премьеру глава «Сургутнефтегаза». С такой ситуацией, по его мнению, мириться нельзя - рост цен на трубы ведет к увеличению себестоимости добычи нефти, снижению налоговых отчислений и почему-то негативно отразится на инвестпроектах компании в условиях сверхвысоких цен на нефть. Пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко говорит, что компания ежегодно строит до 500 км промысловых трубопроводов, ей требуются трубы для бурения скважин и сооружения водоводов. Правда, она затруднилась сказать, на какую сумму увеличатся затраты «Сургутнефтегаза» из-за роста цен на трубы с 1 марта.
Г-н Смирнов из ЛУКОЙЛа просит г-на Южанова «дать указание металлургическим предприятиям -- монополистам производства трубной заготовки (ОАО «Северсталь», ОАО «Мечел», Орско-Халиловский меткомбинат, НТМК и др. -- Ред.) о запрещении увеличивать цены на изготавливаемую продукцию без согласования с МАП», так как рост цен на трубы «противоречит политике компании, направленной на снижение затрат по добыче и переработке нефти».
Металлурги с такой поставкой вопроса нефтяниками несогласны. «Прибыли нефтяников благодаря хорошей ценовой конъюнктуре на внешних рынках растут баснословными темпами начиная с 1999 года, -- говорит представитель одной из металлургических компаний, пожелавший остаться неназванным, --соответственно, желание металлургов воспользоваться ростом экспортных цен на свою продукцию и заставить нефтяников поделится своей прибылью -- закономерно».
В «Северстали», которая является самым крупным производителем трубной заготовки, полагают, что роста цен все равно избежать не удастся. «С 1 января цена на газ выросла на 20%, на электроэнергию -- на 12%, на услуги РЖД -- на 20%, что повлияло на увеличение себестоимости штрипса», -- напоминает пресс-секретарь компании Ольга Ежова. Кроме того, по ее словам, росту будут способствовать разница экспортных и внутренних цен: «Сегодня в Китае аналогичный штрипс взлетел до 450 долларов за тонну, тогда как в России он чуть больше 320 долл.».
В другой металлургической компании указывают, что и без отмены импортных пошлин Украина за прошлый год увеличила поставки штрипса российским компаниям на 89%. Но даже с учетом действующих пошлин, говорит источник, «ЛУКОЙЛ увеличил чистую прибыли почти в 3 раза -- ни одно металлургическое производство не может похвастаться таким ростом».
Трубные компании в данной ситуации по понятным причинам солидарны с покупателями своей продукции и считают себя заложниками конфликта металлургов и нефтяников. «Ни в одной стране так не скачут цены, как в России, поскольку на Западе у государства есть механизмы регулирования нормы прибыли -- через пошлины, квоты ,льготы, -- которые тем самым позволяют стабилизировать ценовую политику», -- говорит представитель одной из компаний.
Пока реакция правительства неизвестна. Добьются ли сырьевики своей цели, будет зависеть, прежде всего, от того насколько государство сочтет ущемленными свои собственные интересы. В прошлом году, когда «Газпром» и «Транснефть» по такому же поводу писали жалобы в МАП, ведомство г-на Южанова провело расследование и по его итогам в январе этого года предупредило «Северсталь» и ММК о недопустимости дальнейшего повышения цен и осуществления ценового сговора. Впрочем, г-жа Ежова из «Северстали» заявила вчера газете «Время новостей», что компания на следующей неделе собирается подавать иск в арбитражный суд о признании решения МАП недействительным. Обвинения в ценовом сговоре в «Северстали», естественно, отвергают.
Тем не менее, против роста цен на трубы уже выступил депутат Госдумы Георгий Леонтьев. Он написал письмо вице-премьеру Владимиру Яковлеву, в котором просит создать совместно с МАП рабочую группу с целью «наведения порядка в ценах на трубную продукцию отечественных производителей». «Повышение цен на трубы лишает предприятия ЖКХ возможности поддерживать в рабочем состоянии системы тепловодоснабжения городов и поселков, -- продолжает он. -- Повышение цен на четверть сократит возможности муниципальных властей по запланированному ремонту сетей ЖКХ». Как отнесся к этой проблеме г-н Яковлев, пресс-секретарь вице-премьера Ирина Теркина вчера сообщить отказалась.
Также проблему не комментировали представители ТНК, «Сибнефти», ЮКОСа, «Роснефти», «Транснефти» и «Газпрома».
Вполне возможно, что государство сейчас -- в период предвыборной кампании -- внемлет словам г-на Богданова о необходимости более внимательно относиться к процессам, влияющим на уровень инфляции. В последнее время Минэкономразвития и Минфин приложили огромные усилия к тому, чтобы он не превысил заданного уровня, и поэтому нельзя исключать, что правительство не допустит ситуации, когда в бюджетообразующих секторах российской экономики цены растут в два-три раза быстрее инфляции.
Яна ВИКТОРОВА