|
|
N°73, 24 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Телец» собрал «Медных всадников»
Подведены итоги конкурса ленфильмовских картин
Премии киностудии «Ленфильм» -- «Медный всадник» -- оспаривали картины двух последних лет. Алексей Герман «испортил песню», сняв с конкурса "Хрусталев, машину!". Выбор между Германом и Сокуровым -- это круто. Без скандала не обошлось бы. Прошло же все тихо, по-домашнему. Студийные работники и критики заполнили анкеты, называя трех победителей по семи номинациям, а затем, собравшись тесным кружком, отобрали "лучших из лучших".
Двухлетний список соискателей внушителен и пестр: "Звездочка моя ненаглядная" Сергея Микаэляна, "Темная ночь" Олега Ковалова, "Собственная тень" Людмилы Наруцкой, "Телец" и "Молох" Александра Сокурова, "Рождественская мистерия" Юрия Фетинга и Андрея Кравчука, "Мистерии" Михаила Калатозишвили, "Неизвестные Дягилевы" Владислава Виноградова, "Русские в поисках любви и смерти" Игоря Алимпиева. На награды претендовали также четыре картины, снятые при участии "Ленфильма", -- "Барак" Валерия Огородникова, "Дневник его жены" Алексея Учителя, "Луной был полон сад" Виталия Мельникова и "Брат-2" Алексея Балабанова. Прошлогодние фильмы обсуждались вяловато ("Барак" едва не забыли включить в список). Победителей назвали, не отсмотрев всех претендентов. Проголосовав, критики просили кассеты с фильмами Алимпиева и Виноградова -- словно извиняясь перед теми, кого они обделили.
Участие в конкурсе двух фильмов Сокурова прибавило остроту интриге. Сокуров против Сокурова, Арабов против Арабова, Мозговой против Мозгового -- три "Медных всадника" были заочно "распределены", "Телец" лидировал по всем статьям. Эстеты промахнулись -- грянул гром тяжелой ленфильмовской артиллерии, отбившей приз за "лучшую режиссуру" для Виталия Мельникова. Почему трогательная, но старомодная история любви сошла за режиссерский прорыв -- тайна. Возможно, операторы не могут простить Сокурову его амбиций ("Телец" поставил под сомнение их необходимость). Возможно, режиссеры сочли, что Сокуров свое в Канне возьмет (для рядового ленфильмовца участие в каннском конкурсе равно полету на Марс). Возможно, критики припомнили отказ Сокурова от контактов на премьере "Тельца". ("Он только с каннской прессой общается?" -- спрашивали журналисты.) Резоны обойти Сокурова нашлись у многих.
Вряд ли доволен итогом директор студии Виктор Сергеев. Уж он-то знает, кто из ленфильмовцев повышает рейтинг студии и национального кино. Как генеральный продюсер "Тельца" Сергеев отмечен почетным призом, однако на брифинге говорил он в основном об акционировании "Ленфильма", а не конкурсе.
Лучший фильм -- «Телец»
Лучший режиссер -- Виталий Мельников («Луной был полон сад»)
Лучший сценарист -- Юрий Арабов («Телец»)
Лучший оператор -- Николай Ивасив («Темная ночь»)
Лучший звукооператор -- Сергей Мошков («Телец»)
Лучший актер -- Леонид Мозговой («Телец»)
Лучший художник -- Наталья Кочергина («Телец»)
Лучший дебют -- «Рождественская мистерия»
Анжелика АРТЮХ, Санкт-Петербург