|
|
N°30, 20 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Простых решений национальных проблем не бывает"
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Евгений ТРОФИМОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ о том, как, по его мнению, можно оздоровить межнациональные отношения в России.
-- В последнее время Россия с жутковатой периодичностью вздрагивает от кровавых историй, вызванных межнациональной рознью. Вам понятны причины этой общественной болезни?
-- Если говорить о скинхедах, то за ними не просматривается некий злодей или какая-то другая сила. Корни явления, на мой взгляд, скорее бытовые. В большинстве случаев за скинхедом просматриваются мама или бабушка, которые все его детство, не думая о последствиях для души ребенка, твердили: «Понаехали черные, житья от них нет». И ребенок вырос с заданной установкой.
Со временем он, вероятно, поймет, насколько ложен поиск виновных в своих несчастьях. Но и общество должно не только вздрагивать, а и осознать новые явления, общими усилиями препятствовать криминальным способам утверждения национального самосознания. У законодательной власти здесь непаханое поле деятельности.
-- Вы считаете, что процесс можно оздоровить законодательным путем?
-- Безусловно. Россия -- самое многонациональное государство в мире. И вот парадокс: правовая база межнациональных отношений до 1996 года у нас по существу отсутствовала. Или была очень слабой. Поворотным моментом стала концепция о межнациональных отношениях, введенная указом президента. Пусть этот документ теперь называют паллиативным, но он сделал свое дело, открыв дорогу к принятию целого ряда основополагающих документов по межнациональным отношениям. И все равно законодательная база пока недостаточна. Дума этого созыва просто обязана принять несколько ключевых законов, которые бы двинули эту работу вперед. Но сначала нужно немного осмотреться. С 1996 года прошло восемь лет, и за это время, на мой взгляд, изменился сам подход к принятой концепции. Нам нужно ее дополнить. И только потом, окончательно определившись, комитету по делам национальностей следует запустить законодательный механизм.
-- Но уже можно четко обозначить суть новой, уточненной концепции? «Россия -- для русских» или «за столом никто у нас не лишний»?
-- Вот-вот. Когда меня утверждали в должности, Жириновский тоже задал вопрос, поддержу ли я предложение ЛДПР внести изменения в Конституцию и сделать русский народ государствообразующим. Так нельзя: или -- или. Это тонкая область, требующая большой осторожности и деликатности. По данным переписи, в России проживает свыше 160 наций, а в анкетах жители России назвали вообще около 800 наций. Видите, сколько путаницы накопилось. Но сколь бы малыми ни были нации, они в России должны быть равны с другими. Все до единой. Для меня это бесспорно. Но, с другой стороны, нужно более активно думать и о русском народе. Ведь если тенденция, даже в своих уродливых проявлениях, возникла, значит, для нее были какие-то основания. Их следует учитывать.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Наша политика должна быть прежде всего направлена на развитие культур разных национальностей. Взаимосвязь здесь абсолютно непреложная: деградация нации всегда идет параллельно с упадком национальной культуры.
-- Другие народы тоже не вполне спокойны. Возможно ли гасить их конфликты силой параграфа закона?
-- Простых решений в национальных проблемах просто не бывает, и тем более принятых сгоряча. Вот пример. У нас с 1992 года тлеет конфликт между осетинами и ингушами. Горячие головы предлагают много быстрых решений. Но мудрое руководство в Северной Осетии и Ингушетии работает по крупицам, и пока им удается контролировать ситуацию.
-- Но как федеральной власти уследить за всеми межнациональными и этническими столкновениями и недоразумениями? Ведь ее действия остаются решающими.
-- Это действительно очень сложно, тем более при недостаточности инструмента. Более двух лет идет наработка документов по вопросам введения института уполномоченного Российской Федерации по правам народов России. У нас есть уполномоченный по правам человека. Но при 160 национальностях конфликты возникают постоянно, случаи нарушения прав человека по национальному признаку -- тоже. Не говоря уже о нарушении прав народов в целом. До сих пор существуют десятки трудноразрешимых конфликтов. Как с ними быть? Уполномоченный по правам народов может стать своеобразным посредником между конфликтующими сторонами, защитником народов, приблизит проблемы к центру, поможет в них разобраться и эффективно решить. Структура такого уполномоченного не потребует больших затрат. Здесь, в Госдуме, нужно найти подходящего депутата и избрать его на эту должность.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА