|
|
N°30, 20 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Условно виновны
Присяжные сняли большинство обвинений с участников погрома в Ясеневе
В Мосгорсуде коллегия присяжных вчера огласила вердикт по делу о первом в столичной истории масштабном выступлении националистов -- погроме на Ясеневском рынке 21 апреля 2001 года. Заседатели признали доказанным участие в массовых беспорядках лишь троих из пяти подсудимых -- Андрея Почукаева, Валерия Русакова и Евгения Сержантова. Основного обвиняемого -- заместителя главного редактора журнала «Русский хозяин» Андрея Семилетникова -- присяжные посчитали вообще не виновным, и он был освобожден прямо в зале суда. Семилетников к этому моменту успел просидеть в СИЗО уже без малого три года. Причем теперь присяжные сочли недоказанными не только организацию им беспорядков, но и само его участие в погроме. Также, по мнению жюри, гособвинение не смогло доказать вину внештатной сотрудницы «Русского хозяина» Елены Липилиной.
Таким образом, из пяти подсудимых за решеткой остался лишь Валерий Русаков, и то потому, что он уже отбывает наказание за участие в другой скандальной акции скинхедов -- погроме в Царицыно в октябре 2001-го. Окончательное решение о конкретном наказании подсудимым суд должен вынести на следующей неделе. Но уже сейчас ясно, что приговор вряд ли будет жестким. Следуя вердикту присяжных, действия Почукаева, Русакова и Сержантова «потянут» максимум на условный срок.
По данным обвинения, 21 апреля 2001 года (сразу после дня рождения Гитлера) возле редакции журнала «Русский хозяин» на Новоясеневском проспекте собралась толпа из 100--200 подростков, принадлежавших к неформальному движению скинхедов. Затем молодчики (по данным следствия, их возраст составлял от 12 до 18 лет) направились на Ясеневский рынок и устроили там погром, применяя железные трубы, арматуру и камни. Сразу после побоища милиция задержала 76 человек, из которых «в клетке» остались лишь пятеро -- самые взрослые и имевшие при себе некие агитационные материалы националистического толка.
Первый суд над ними -- без участия присяжных -- начался 5 февраля 2002 года, но тогда судья пришел к выводу, что прокуратура Юго-Западного округа провела следствие недостаточно полно и объективно. В результате вскоре дело было отправлено на доследование. Гособвинение при этом считало оправданного вчера Андрея Семилетникова основным фигурантом дела -- ему инкриминировалась организация массовых беспорядков и вовлечение несовершеннолетних в совершение тяжкого преступления. По мнению следствия, г-н Семилетников выступил перед подростками на стихийном митинге и призвал их направиться на рынок с «целью дезорганизации работы рынка и избиения лиц неславянской национальности». Также следствие считало, что Семилетников подробно инструктировал бритоголовых, куда и зачем нужно идти и как по возможности не привлекать по пути внимания правоохранительных органов.
Остальным четверым юнцам вменялось в вину то, что они при помощи арматуры, обрезков труб и камней уничтожили торговые павильоны ООО «Крона Дизайн», ущерб составил 58,8 тыс. руб., разогнали посетителей рынка и «совместно с другими участниками беспорядков» избили Юрия Матвеева, который, собственно, и являлся единственным пострадавшим. Помимо этого, по версии следствия, подсудимые угрожали окружающим физическим насилием, громили палатки и разгоняли посетителей рынка вне зависимости от национальности и возраста. А Андрей Почукаев якобы активно призывал толпу погромщиков к действиям.
Однако вчера присяжные исключили все основные пункты обвинения. Было признано доказанным только то, что Почукаев, Русаков и Сержантов участвовали в массовых беспорядках, но при этом к движению скинхедов они не принадлежали, палатки не громили, не были вооружены трубами и арматурой и Юрия Матвеева тоже не избивали.
Решение далось присяжным заседателям нелегко. Они совещались почти шесть часов, и судья Петр Штундер дважды «заворачивал» вердикт, поскольку он был полон противоречий. Лишь после долгих согласований и правок он был признан «годным к оглашению».
Ярослав ЗОРИН