|
|
N°30, 20 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российским офицерам дадим жилье. А генералов сократим»
Первым шагом на пути вступления Грузии в НАТО стало назначение гражданского министра обороны. Им стал 37-летний профессиональный дипломат Гела БЕЖУАШВИЛИ, несколько лет служивший заместителем главы военного ведомства по международным связям. Свое первое интервью после вступления в должность новый министр обороны Грузии дал российской газете «Время новостей».
-- В воскресенье вы отправляетесь вместе с президентом Грузии в США. Каковы приоритеты грузино-американского военного сотрудничества?
-- Необходимо обеспечить продолжение работы программы Пентагона «Обучи и оснасти», которая завершается весной. Американцы за два года выделили 64 млн долл. на подготовку грузинских командос. Мы хотим усовершенствовать уже подготовленные батальоны так, чтобы из них можно было отобрать инструкторов, которые смогут самостоятельно заниматься с другими грузинскими подразделениями. Согласие американцев есть. Надо поговорить и о возможном участии США в восстановлении контроля над воздушным пространством Грузии, которое после распада СССР остается неприкрытым. Еще один совместный с МВД вопрос -- это эффективная помощь США в охране наших границ.
-- Во время визита в Москву Михаила Саакашвили 10--11 февраля впервые за долгое время обсуждался вопрос подготовки грузинских военных не только американскими, но и российскими специалистами. Как обстоят дела в этом направлении?
-- Я всегда выступал за прозрачность в сотрудничестве с российскими военными, чтобы жить рядом с соседями без сюрпризов. 20 февраля я начинаю серию встреч с аккредитованными в Грузии послами в своем новом качестве министра обороны. Первая встреча -- с российским послом, мы обсудим возможность моего рабочего визита в Москву. К сожалению, нормальных контактов в последнее время между нашими странами в военной сфере не было, их надо устанавливать. Нам было очень приятно услышать приглашение обучать грузинских военных в России. Я поручил генштабу подготовить обзор военных специальностей, которые у нас в дефиците и в подготовке которых нам будет нужна помощь России. Пока не могу сказать, сколько человек мы пошлем учиться. Надо составить финансовый план, чтобы заложить эту программу уже в 2004 году. Она заработает -- это и поручение президента, и мое желание. Обучение грузинских офицеров в России может быть краткосрочным, в течение месяцев, но это может быть и полный срок обучения, включая Академию Генштаба.
-- Возможно, такое потепление позволит с меньшими потерями решить вопрос вывода российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки?
-- Обсуждение этого проводилось в обстановке политического хаоса. Пора все переводить в правовое русло. Решение о выводе принято еще в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ. Надо договариваться о взаимовыгодных условиях, сроках. Тем офицерам, которые пожелают остаться в Грузии, будет предоставлено жилье. Тем, кто решит покинуть нашу страну, мы все равно готовы передать жилье в собственность. Мы рассмотрим любые варианты. Мы должны стать добрыми партнерами для России.
-- Сколько сейчас в Грузии российских военных?
-- Цифры -- наши, российские и западные -- разнятся. В среднем пять--семь тысяч. Половина из них -- местные, получившие российское гражданство. Но это не офицерский состав, а прапорщики, технический персонал. Все эксперты, включая российских, признают, что реальной военной функции у этих баз нет. В чем же тогда может состоять роль российских военных в Грузии? Пусть нам объяснят. Я выслушаю российских военных, представлю свои соображения. Грузинский президент протянул руку дружбы российскому народу, я -- российским военным. Надо только, чтобы это было взаимно.
-- Какую роль вы отводите российским миротворцам в Абхазии?
-- Пришло время пересмотреть их мандат, учитывая потепление грузино-российских отношений. Со дня ввода миротворцев прошло десять лет. Сегодня сохранение за ними функций пограничников уже не может быть позитивным. Почему не обеспечить теперь возвращение беженцев? Почему не ввести в Гальский район Абхазии международную полицию с участием представителей России? Нет преград для расширения зоны безопасности.
-- Абхазы против. Они говорят, что миротворцы должны оставаться в рамках прежнего мандата.
-- И грузины, и абхазы обязаны предоставить такой мощной державе, как Россия, возможность эффективно влиять на урегулирование конфликтов в регионе. Я готов объяснить это абхазам.
-- Президент Саакашвили говорит, что в Грузии не будет военных баз НАТО или США. Может ли что-нибудь измениться завтра?
-- Для Грузии вступление в НАТО не самоцель. На первом месте у грузинского народа -- независимость, суверенитет, единство государства. Вступление в НАТО, интеграция в евроатлантическое пространство -- механизмы выполнения этой задачи. Американцы подготовили и экипировали для нас две тысячи триста солдат. Это первый шаг к защите нашей независимости. Главное -- объединить государство и обеспечить стабильность. Любое иностранное военное присутствие на нашей территории означает появление недоверия со стороны кого-то третьего и, следовательно, ведет к внутренней политической нестабильности.
-- Какая армия будет у Грузии?
-- Несколько лет назад американцы подарили нам вертолеты -- «ирокезы». Но летать мы не могли, не было средств на тренировочные полеты. Мы отдавали технику на ремонт за границу и не могли ее вернуть, нечем было расплатиться. Сейчас в стране наводится финансовая дисциплина. Финансирование армии увеличится с 0,69% от ВВП до 2%. Наша позиция: по одежке протягивай ножки. За два месяца мы сократим в армии количество генералов с двадцати двух до семи. Конечно, со всеми социальными гарантиями и компенсациями. Армия будет сокращена. Парламент определил численность вооруженных сил в 20 тысяч. Я предлагаю довести ее до 15 тысяч уже в будущем году.
-- Представляя вас в министерстве обороны, президент сказал, что отныне все министры будут служить в армии в качестве резервистов. Чтобы лучше понимали нужды армии?
-- Система подготовки резерва, подобная швейцарской или израильской, стоит дорого. Это нам не по карману. Но культуру бережного отношения к армии надо установить. Будем создавать тренировочные центры. Летом госслужащие первыми пройдут начальную военную подготовку. В течение пяти лет мы построим два современных центра для всех военнообязанных.
-- Что сейчас происходит в Панкисском ущелье? Есть ли оттуда угроза России и Грузии?
-- Панкисское ущелье сегодня нас беспокоит намного меньше, чем два года назад. Это и наша заслуга, и заслуга россиян, которые провели ряд успешных мероприятий на своей территории. Пограничное сотрудничество активизируется, возможно совместное патрулирование. Если этого будет недостаточно, мы готовы сегодня же перебросить туда также один из четырех батальонов, подготовленных американцами.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси