|
|
N°73, 24 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звезды и в Кремле звезды
На выходные в Москву привезли балет «Опера де Пари»
Аншлага не было. Первый гала-концерт «Звезды «Опера де Пари» в Кремле», совпавший с открытием Театральной олимпиады, прошел при полупустом зале. Билеты стоимостью от двухсот до семи с половиной тысяч рублей продавались свободно, а обычно осаждаемый толпой балетоманов кремлевский КПП никто не брал штурмом. Какой контраст с гастролями парижской «Опера» десятилетней давности. Тогда в Большом показали несколько балетов «Гранд Опера» -- преимущественно классику XX века, еще не очень известную в России. От тех гастролей нынешние отличались не только жанрово (гала-концерты), но и небрежностью спешно сколоченной программы и неровным составом. Организаторы -- ГСА (Гастрольное столичное агентство) и агентство «Турне» -- не смогли объяснить, как удалось увезти этуалей в Москву в разгар сезона. Сказали, что артисты использовали законные выходные. Меж тем театральные выходные редко совпадают с общечеловеческими.
Репертуар, в котором заняты четыре звезды (этуали), несколько солистов (sujet) и корифеи, отражал структуру труппы формально. Из-за слабых солисток и корифеек шлягерные номера (па-де-де из «Пламени Парижа» или «Адажиетто» Араиса) гляделись почти провально. А приличных артистов трудно было оценить в номерах слабых.
Этуаль Элизабет Морен и вовсе «подставила» выспренняя и неудобная для исполнения хореография Рудольфа Нуреева. Можно было только подивиться, с каким несгибаемым мужеством Морен преодолевала трудности и походившего местами на эстрадный «Вальс Мошковского» адажио из «Ромео и Джульетты», и помпезного па-де-де из «Щелкунчика». Эффекта никакого, но много труда и азиатского шика.
И все же этуали спасли концерты и имидж «Опера», доказав, что звезда -- не общественное звание, а профессиональный статус. Элизабет Морен, Изабель Герен, Кадер Беларби и Элизабет Платель, получившие этот статус в середине 80-х -- начале 90-х, до сих пор воплощают «стиль Опера». И безупречный партнер, романтический любовник по амплуа Кадер Беларби в партиях -- Альберта («Жизель») и Квазимодо («Собор Парижской Богоматери»). И его легендарная партнерша Изабель Герен. Форме танцующей последний сезон звезды должно завидовать. А равно вкусу и артистизму, не говоря о безупречной работе стоп и эталонном апломбе, четкой пуантной дикции и почти забытой у нас культуре арабесков и вращений. Это класс, близкий к идеальному.
Эталонными можно назвать и выходы другой звезды, Элизабет Платель, танцевавшей в паре с солистом Яном Сайзом (явный кандидат в этуали после ухода Беларби). Баланчинское па-де-де на музыку Чайковского совсем не походило на броский «русский вариант», где шиком почитается демонстрировать виртуозность. У Платель и Сайза техническая трудность выглядела как лексическая шалость, а хорошие темпы танцевальной скороговорки не мешали расставлять акценты. Исполненный этой же парой дуэт из «Дамы с камелиями» Ноймайера довел бы до слез и ярых противников мелодрамы. И без "страстей в клочья". Все -- комильфо.
Прошедшие концерты ГСА представило как начало серии «Музыкальные театры мира в Кремле». Хорошее начало -- половина дела, если прокатчики ответственнее подойдут к составлению программ. Дабы не дискредитировать театры, где этуали танцуют не халтуря. Даже в свои законные выходные.
Ольга ГЕРДТ