|
|
N°29, 19 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глава КФМ России Виктор Зубков: "Мы созданы не для штамповки уголовных дел"
В Париже на следующей неделе пройдет очередная пленарная сессия Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (Financial Action Task Force, FATF).
О том, какие вопросы на предстоящей сессии FATF касаются интересов России, а также о выполнении предыдущих решений этой организации об ужесточении национальных законодательств по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма спецкорреспонденту агентства Интерфакс-АФИ Ольге ХЛЕБНОВОЙ специально для газеты "Время новостей" рассказал главный "финансовый разведчик" страны -- первый заместитель министра финансов РФ, председатель Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ России) Виктор ЗУБКОВ.
-- Виктор Алексеевич, какие вопросы повестки дня предстоящей сессии FATF наиболее важны для России?
Это вторая сессия FATF, в которой мы будем полномасштабно участвовать. Напомню, что впервые в таком качестве мы принимали участие в сессии FATF, которое прошло в октябре прошлого года в Стокгольме. Но мы всегда, даже будучи наблюдателями, работали в рамках FATF очень активно и сейчас серьезно готовимся к сессии. Наша делегация будет очень большая - порядка 11 человек. Это не только сотрудники Комитета по финансовому мониторингу, но и представители Банка России, правоохранительных органов.
Заседание FATF начнет свою работу в воскресенье, 22 февраля. При этом с 22 по 24 февраля продут заседания различных рабочих групп и комитетов в рамках FATF, в частности, по противодействию финансированию терроризма, по методологии борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, по взаимодействию с международными финансовыми организациями. Собственно пленарная сессия FATF будет проходить с 25 по 27 февраля.
В четверг, 26 февраля, на сессии будет обсуждаться вопрос предоставления технической помощи ряду стран в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. На этот же день запланирован большой разговор относительно будущего самой FATF. Также в четверг пройдет обсуждение вопроса о создании и развитии региональных организаций по типу FATF и их взаимодействии с международными организациями. Сейчас ведется работа по созданию таких региональных организаций по Ближнему Востоку, Северной Африке. Как вы уже знаете, под эгидой России создается региональная организация по Центральной Азии. Будут заслушаны доклады представителей региональных организаций, которые уже существуют и работают - Азиатско-Тихоокеанская, Moneyval, Карибского бассейна, Южной Америки.
В пятницу, 27 февраля, пройдет итоговое пленарное заседание FATF. Будут заслушаны доклады о положении в странах, ранее исключенных из "черного списка" FATF, в который входят государства, не сотрудничающие в области борьбы с отмыванием денег. Также будет проведена оценка прогресса в странах, которые пока еще находятся в этом "черном списке". И здесь могут быть приняты решения по ряду государств об их исключении из этого перечня. Кроме того, хотя FATF, похоже, не стремится расширять число своих членов, может быть рассмотрен вопрос о включение в ее состав двух государств – Китая и Индии.
-- Как Вы думаете, Украина, которая сейчас находится в формируемом FATF "черном списке" стран, не сотрудничающих в вопросах борьбы с отмыванием денег, может быть исключена из него на предстоящей сессии?
Эксперты КФМ России принимали участие в работе миссии по изучению дел в Украине с созданием системы по противодействию отмыванию преступных доходов. Могу сказать, что там достигнут поразительный прогресс, что мы и отметили в справке, которую готовили наши эксперты. Хотя сложно сейчас прогнозировать, как развернется обсуждение на европейском комитете и пленарном заседании FATF, мне представляется, что Украина на сегодняшний день достигла большого прогресса, и у нее существуют большие шансы покинуть "черный список". И, как только Украина будет исключена из черного списка FATF, мы автоматически тут же исправим свой список несотрудничающих стран, основой для которой является список FATF.
-- Вы упомянули, что на сессии FATF будет решаться вопрос о будущем самой этой организации. А почему этот вопрос вообще назрел?
Во-первых, срок действия мандата FATF истекает в этом году, в апреле-мае. Поэтому необходимо решение вопроса о продлении мандата, насколько он будет продлен – 5 или 8 лет.
Во-вторых, предстоит выработать четкий регламент разделения функций и взаимодействия между FATF и международными финансовыми организациями – Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, потому что сейчас во многом существует дублирование и пересечение функций. Вместе с тем, должен быть здравый компромисс в том, кто за что отвечает. Кроме того, будет затронут и вопрос применения или не применения так называемых "черных списков" несотрудничающих стран.
Мне кажется, что FATF как была инструментом "большой восьмерки" и "большой двадцадки" в части выработки стандартов борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, так и будет нести эту миссию. А контроль за выполнением этих стандартов ляжет, скорее всего, на международные финансовые организации – Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, но с участием экспертов 33 стран, входящих в FATF. Скорее всего, финансирование миссий по проверке стран будет происходить через механизм международных финансовых организаций, так как это довольно большие затраты, связанные с командировками.
-- Судя по вашим словам, вы будете докладывать на планарном заседании FATF о создании под эгидой России региональной организации по типу FATF для стран СНГ. Этот вопрос, как известно, обсуждался на организованном КФМ совещании в Москве 10-11 февраля. Когда эта организация будет создана и реально заработает?
Мы не форсируем этот вопрос, здесь никого нельзя понукать и торопить, страны сами должны прийти к этому решению без давления извне. Сейчас представители стран СНГ, участвовавшие в совещании, а это были, помимо России, 10 государств из 12 стран-участниц союза, доложат своему руководству о нашей инициативе, дальше будет выработан план встреч на более высоком уровне – министров иностранных дел или глав правительств.
Я думаю, что в феврале – марте будет сделан следующий шаг - одобрение на уровне министров иностранных дел, и этого будет достаточно для формирования региональной группы, ее рабочего аппарата, небольшого штата. При этом рабочее название группы могло бы быть следующим: Евроазиатская региональная организация по типу FATF.
Так что, думаю, создание этой организации произойдет до конца этого года, даже раньше. "Костяк" организации из 4 государств уже есть, хотя без официального подтверждения с их стороны я пока не могу их назвать, а в дальнейшем эта организация будет открыта для присоединения других стран. Так что можно сказать – то, что мы обещали на прошлой сессии FATF в Стокгольме, мы выполняем.
-- На совещании в Москве, где обсуждалось создание регионального подразделения FATF для стран СНГ, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о готовности России выделить $1 млн. на помощь этим странам в построении систем борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Эти деньги будут поделены и розданы странам СНГ?
Нет, это не значит, что эти деньги надо поделить, предположим, на 10 равных частей и раздать. Министр финансов говорил о том, что те страны, которые изъявят желание в получении помощи в написании закона о противодействии отмыванию денег, в создании подразделения финансовой разведки, в приобретении программного продукта, могут обратиться к России со своими расчетами и обоснованиями, и мы будем помогать этим странам. Некоторые страны, например, Белоруссия, Молдова, готовятся к таким встречам с нашим руководством и, скорее всего, они получат помощь, так как действительно она им сегодня нужна.
-- Есть ли препятствия для создания региональной организации по типу FATF для стран Центральной Азии?
На сегодняшний день созданию региональной организации по типу FATF для стран Центральной Азии мешает одно – у большинства из них нет законов, регламентирующих правила борьбы с отмыванием денег, они не определились, при каком органе – центробанке, минфине или других ведомствах – создавать финансовые разведки. Эти вопросы сегодня тормозят дело.
Но, помимо этого, надо учитывать, что из России незаконно выводятся огромные суммы денег, в том числе в ряд этих стран, что является зачастую неплохим пополнением их бюджетов и в чем могут быть заинтересованы отдельные структуры. С другой стороны, Россия сама сталкивается со встречным незаконным денежным потоком из этих стран, связанным с наркоторговлей и финансированием терроризма. Поэтому мы так активно проводим работу по созданию региональной группы, особенно со странами Центральной Азии. Создание этой региональной группы, формирование в странах региона финансовых разведок, координация всей работы, обмен информацией и материалами позволит резко сократить и пресечь незаконные денежные потоки, которые сегодня исходят из России и с которыми наша страна, в свою очередь, сталкивается извне.
-- Не возникнет ли проблем с перекрестным членством в создаваемой региональной организации и другими объединениями?
Этой проблемы возникнуть не должно. Например, Грузия, Украина, Армения уже входят в Moneyval при Совете Европы, но не исключено, что они могут быть и у нас. Секретарь FATF Патрик Муллет, выступая на нашем совещании, сказал, что не видит с этим проблем.
-- Как идет создание в структуре КФМ нового управления по противодействию финансированию терроризма с подразделениями во всех федеральных округах?
Что касается борьбы с финансированием терроризма, то здесь требуется более конкретная и тонкая работа, и в связи с этим мы сейчас выделяем ее в отдельное управление. Управление по противодействию финансированию терроризма уже создано в рамках КФМ, назначен его руководитель, формируется штат, в центральном аппарате которого будет около 20 человек. Этого количества людей будет вполне достаточно с учетом имеющейся техники, базы данных и наработанного уровня международных контактов.
-- Чем будет заниматься новое управление?
Оно будет аккумулировать всю информацию, связанную с физическими и юридическими лицами в России или за ее пределами, которые имеют или могут иметь отношение к экстремистской и террористической деятельности. Вся информация об этих лицах из наших подразделений, правоохранительных органов в регионах будет собираться и направляться в управление по противодействию финансированию терроризма. Вся база по этим физическим и юридическим лицам будет находиться в особом отделе этого управления.
В управлении будет работать большая группа экспертов, которые будут заниматься аналитикой этой информации. Помимо этого, будет группа специалистов, которая в тесном контакте с правоохранительными органами будет вести свои финансовые расследования по фирмам и физическим лицам, подозреваемыми в финансировании терроризма. Через международное управление КФМ они будут постоянно взаимодействовать с международными организациями, которые занимаются подобной проблематикой. То есть в новом управлении эта работа будет вестись комплексно – от начала и до конца.
-- Какой результат от этого организационного решения вы ожидаете?
Результаты уже есть: в правоохранительные органы переданы около 30 материалов, которые, как мы считаем, имеют отношение к фактам финансирования террористической деятельности. Мы считаем, что это очень важно сейчас в свете последних трагических событий, которые имели место в Москве.
-- Как известно, КФМ формирует список физических и юридических лиц, имеющих отношение к экстремистской деятельности. Сколько их сейчас входит в ваш список?
Я бы не хотел говорить об этом, тем более эти списки, согласно действующему законодательству, носят закрытый характер. Нам известны случаи попадания этих списков в открытый доступ, что уже привело к тому, что одним физическим лицом подан к нам иск о признании незаконным включения в этот список, хотя мы уверены, что в подобные списки люди и организации попадают только на законных основаниях.
-- Как получилось, что закрытый список оказался доступен общественности, ведь, если я не ошибаюсь, о входящих в него лицах писали газеты?
Мы эти списки не только у себя собираем и храним, мы их раздаем по тем организациям, которые нам должны давать сообщения в случаях, если они сталкиваются с лицами из этого списка. Это, например, касается коммерческих банков. То, что информация ушла не из комитета – это сто процентов, она вышла из других источников. Списки были размещены в закрытом режиме на интернет-сайтах КФМ России и Банка России, и каким-то образом посторонние лица нашли к ним доступ. Управление собственной безопасности комитета по моему поручению провело расследование, и установило - откуда, из какого ведомства ушла эта информация. Мы этому ведомству сообщили и предупредили, чтобы они в этом отношении вели себя более осторожно.
-- На какой стадии находится работа комиссии при президенте РФ по подготовке национальной стратегии России по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма? Зачем этот документ нужен, когда будет подготовлен?
Подобный документ разрабатывают все ведущие страны мира, чаще всего на один год. В нашей стране система борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма работает два года, что является относительно небольшим сроком, и нам необходимо проанализировать, какая на сегодня ситуация сложилась в этой области в России и что необходимо предпринять дальше. Важно еще раз оценить, все ли винтики крутятся правильно, весь ли механизм работает в том направлении, которое было задано базовым законом о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Главная цель этой концепции – создать в России настолько прочную и объемную систему борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, чтобы не только отслеживать эти преступные действия по факту их совершения, но и пресекать и, более того, предотвращать их.
-- Что включает в себя концепция?
Концепция состоит из трех частей. Первая часть – это анализ ситуации и текущих тенденций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в России. Она включает оценку роли КФМ, правоохранительных органов, прокуратуры, судов в этом процессе, анализ степени координации ведомств, участия в международном сотрудничестве. Эта часть рабты уже сделана и на этой неделе, 19 февраля, мы доложим о результатах на заседании комиссии при президенте, возглавляемой заместителем главы президентской администрации Виктором Ивановым.
Следующий два блока концепции можно назвать основными. Второй блок – это приоритетные цели России в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма на ближайшие 2 года и более долгосрочные цели - на 3-5 лет. Третий блок - механизмы и меры реализации целей и задач, предлагаемых во втором блоке концепции. Это законодательное обеспечение, правоохранительная деятельность, деятельность прокуратуры и судов, надзорная деятельность, координация ведомств, участие в международном сотрудничестве.
Материалы по этим двум блокам уже активно готовятся, и в части законодательного обеспечения уже идет этот процесс. В частности, это касается внесения поправок в наше законодательство для приведения его в соответствии с новой редакцией так называемых "40+8" рекомендаций FATF в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
-- Можно было бы конкретизировать, какие цели ставятся на перспективу 1-2 года и до 5 лет в области борьбы с отмыванием грязных денег?
Задачей на ближайшие 1-2 года является приведение в порядок всего законодательства в этой области, в том числе с учетом обновленных "40+8" рекомендаций FATF. То есть в течение этого периода времени необходимо выстроить всю законодательную базу.
А в течение следующих 3-5 лет предстоит отшлифовать все, что связано с конкретной работой. Это касается координации деятельности комитета и правоохранительных органов, международных организаций, постановки на более высокий уровень аналитической работы, укрепления ресурсной составляющей комитета и его подразделений в федеральных округах. То есть уже должен заработать весь механизм, вся машина на основе той законодательной базы, которая будет принята в предыдущие 1-2 года.
-- Когда концепция будет подготовлена окончательно?
Как я уже сказал, первый раздел концепции мы закончили, сейчас работаем над вторым и третьим разделом. При этом над концепцией работают не только министерства и ведомства, кого эта работа касается непосредственно, но и большая группа ученых, которые помогают нам проводить экспертизу материалов.
Второй и третий разделы стратегии должны быть закончены к маю, а до 1 июля мы должны представить президенту России отработанную, проверенную экспертами и согласованную концепцию национальной стратегии России по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Такая задача поставлена, мы ее выполняем, и, я думаю, что мы в эти сроки уложимся.
-- На июльской сессии FATF в Берлине, как известно, было принято решение о пересмотре в сторону ужесточения "40+8" рекомендаций FATF по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Теперь в соответствии с этими рекомендациями страны-члены этой организации должны ужесточить свое национальное законодательство. КФМ, как вы уже ранее заявляли, уже представил первый блок поправок в правительство в сентябре 2003 года. Когда эти поправки будут внесены в Думу?
Действительно, в тех поправках к базовым законам, которые были подготовлены и внесены в правительство и администрацию президента, учтены последние стандарты FATF по борьбе с отмыванием преступных доходов – так называемые "40 плюс 8" рекомендаций. Я думаю, что в марте эти поправки будут вноситься в Думу.
-- Что нового предусматривают эти поправки?
Прежде всего, предусматривается расширение перечня организаций, обязанных предоставлять информацию о подозрительных сделках своих клиентов в КФМ России. В этот перечень предлагается добавить организации, которые являются профессиональными посредниками на рынке купли-продажи недвижимого имущества, а также организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области права, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления имуществом. Единственные, кто пока сюда не вошли, - это нотариусы.
Кроме того, если сейчас под обязательный контроль КФМ подпадают операции объемом свыше 600 тыс. рублей, то мы предполагаем контролировать сделки с недвижимым имуществом на сумму не менее 2,5 млн. рублей. Этого раньше в базовом законе не было, но мы считаем это изменения принципиальным. Известно, что зачастую "грязные" деньги материализуются именно в недвижимости.
Еще одно важное новшество – расширение возможности сотрудничества и обмена информацией между ведомствами, курирующими противодействие отмыванию денег, и их международными коллегами. Сегодня возможности надзорных органов существенно сужены, мы предполагаем их расширить. Например, Банк России сможет с банком какой-то другой страны обмениваться информацией, особенно о требованиях национальных законодательств, о формах и методах предупреждения преступлений.
-- Какие изменения предполагаются в работе банков, которые являются основными поставщиками в КФМ России информации о подозрительных сделках своих клиентов?
Мы предлагаем дополнить перечень сведений, необходимых для идентификации иностранных клиентов банков. Обязательно при идентификации клиентов в банке должны быть данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на его пребывание и проживание на территории России.
Предусматривается норма об обязательном сопровождении всех переводов денежных средств информацией об их первоначальном отправителе. То есть если осуществляется перевод – то всегда должны быть данные о его первоначальном плательщике и его идентификация. Эту норму будет вводить уже Банк России. Кредитной организации будет запрещено открывать счета без личного присутствия клиента - физического лица или его представителя.
Во избежание использования банковской системы криминальными элементами для финансирования террористической деятельности предусматривается возможность отказа кредитных организаций в заключении договора вклада или расторжение такого договора в ряде оговоренных случаев. В законе будут перечислены случаи, когда банк сможет в этом отказать, например, когда в отношении лиц, обратившихся для открытия банковского вклада, имеются официальные сведения об их участии или причастности к террористической и экстремистской деятельности. При этом банки должны будут документально фиксировать такие случаи отказов и сообщать эту информацию в КФМ.
-- А порядок приостановки операций вы не планируете менять?
В соответствии с действующим законом, банки своим решением могут блокировать операции по счетам подозрительных клиентов на два дня, а затем, по нашему решению, - на 5 дней только если это может быть связано с финансированием терроризма. Сейчас мы предполагаем это распространить и на отмывание преступных доходов. При этом перечень операций, которые будут основанием для приостановки, будет напрямую прописан в законе о противодействии отмыванию.
Например, если физическое лицо осуществляет операцию с денежными средствами в наличной форме на сумму свыше 600 тыс. рублей или валютном эквиваленте, и операция относится к одной из следующих: снятие денежных средств со счетов, если с момента заключения договора счета прошло менее одного месяца, снятие денежных средств в пользу третьих лиц, снятие денежных средств представителями физлица и получение денежных средств на предъявителя.
То есть возникнет право блокировать операции, не только при подозрении в финансировании террористической деятельности, но и если это может быть связано с отмыванием преступных доходов.
-- Раньше также говорилось о расширении возможностей банков в получении достоверных сведений о клиентах…
Действительно, коммерческим банкам самостоятельно сложно определить, является ли их клиент, если можно так выразиться, обычным, или же не совсем обычным. Поэтому организациям, осуществляющим операции с денежными средствами, предполагается предоставить доступ к официальной информации, необходимой для проверки клиентов, включая сведения, содержащиеся в едином госреестре паспортов. Тогда банк будет иметь возможности отслеживать, не открываются ли счета по поддельным или украденным паспортам, и реагировать соответствующим образом.
-- А есть ли какие рекомендации FATF, которые мы не будем выполнять?
Я думаю, это конфискация без суда, а остальное все останется.
-- А как же "порог" в размере 2 тыс. МРОТ, ниже которого операции по отмыванию денег признавались административным, а не уголовным, правонарушением?
Оно уже снято с 1 января, и теперь можно о нем не говорить.
-- Ранее также отмечалось, что рекомендации FATF предполагают специальный порядок обслуживания банками политических деятелей…
Банк России уже ведет работу в этом направлении, будет вносить соответствующие предложения, которые касаются банковского обслуживания особо важных персон.
-- Виктор Алексеевич, но все поправки, которые вы перечислили, сложно назвать либеральными. В таких жестких мерах действительно есть необходимость?
Пока сегодня деньги вывозятся в чемоданах, в мешках, в баулах, и пока у банков нет возможности быстро найти информацию об этом человеке, нужны такие ограничения. Все это направлено на то, чтобы не так просто можно было снять особенно большие, миллионные суммы и унести их.
Но я должен вам сказать, но на фоне международной практики это не такие уж жестокие ограничения, а, можно сказать, щадящие. Потому что многие страны сейчас в связи с активизацией борьбы с финансированием терроризма еще больше ужесточают требования к клиентам. Попробуйте, например, в Швейцарии, положите или снимите миллион долларов наличными. Не получится. Скажут "Хорошо, придите завтра", и обратятся в службу безопасности.
-- Расскажите об итогах работы КФМ в 2003 году. Сколько материалов вы передали в правоохранительные органы, и когда все-таки мы сможем увидеть результаты этих расследований и первых осужденных за отмывание денег и финансирование терроризма?
Здесь необходимо начать понимать, что мы созданы не только для того, чтобы "штамповать" уголовные дела, надо шире смотреть на наши задачи. Во всем мире руководителям финансовой разведки никто такой вопрос – "Сколько по вашим материалам заведено уголовных дел?" - не задает, поскольку этот показатель вообще ни о чем не говорит.
-- Но ведь эффективность вашей работы как-то надо оценивать?
Правильно, эффективность работы комитета оценивать необходимо, но все-таки не количеством уголовных дел и не числом осужденных. Мы ведь аналитический центр, в нашей базе данных сегодня – полтора миллиона сведений. В 2003 году мы передали в правоохранительные органы 252 материала о делах, которые могут иметь отношение к отмыванию денег и финансированию терроризма, на общую сумму 101,5 млрд. рублей, в то время как в 2002 году было передано всего 59 материалов, причем только по отмыванию. Все эти материалы приняты к расследованию правоохранительными органами и ни один из них не возвращен в комитет. Вот это главный показатель эффективности для нас.
По ряду из этих материалов, действительно, заведены уголовные дела. Но теперь дело правоохранительных органов – провести расследование, выявить состав преступления и передать дела в суды.
Наши материалы являются одним из элементов той большой работы правоохранительных органов, которую они ведут по различным организованным преступным группировкам. Потому что, как правило, такие крупные суммы – это не преступление дилетантов, каких-то людей с улицы. Те суммы, которые я назвал, - это крупные финансовые преступные схемы. Наши материалы могут помогать правоохранительным органам расследовать крупные организованные преступные группировки, которые, возможно, являются транснациональными.
Второе важное направление, которое пока идет еще слабо – обращение к нам с запросами самих правоохранительных органов, в первую очередь МВД. В прошлом году в России было совершено 35 тысяч экономических преступлений, а нам дали всего 400 запросов. По сути, по всем этим экономическим преступлениям к нам должны быть запросы, и мы поможем найти деньги, которые использовались в преступных интересах.
В этом году ситуация с обращениями в КФМ с запросами начинает меняться. За два месяца этого года дано уже столько запросов, сколько практически за весь прошлый год. Если мы так выстроим нашу работу: мы будем давать им как можно больше нашей информации, а они будут обращаться к нам с запросами, тогда расследование преступлений пойдет быстро, даже тех, которые были прекращены несколько лет назад в связи с тем, что не было именно "финансовой составляющей".
Так что совместная большая работа, такой своеобразный симбиоз - это главное. Тогда и уголовные дела будут, даже если их будет немного, они будут крупные и эффективные. Поэтому не надо спрашивать: а сколько уголовных дел? Ну я скажу – 30, а что это вам даст, это мало или много? Да это ничего для России! И 100 будет – это ничего не будет, потому что, как я уже сказал, 35 тысяч уголовных дел в России было заведено в прошлом году по совершенным экономическим преступлениям.
-- Вы сказали, что в 2003 году в правоохранительные органы было передано 252 материала на сумму 101,5 млрд. рублей. Какие схемы отмывания денег наиболее распространены?
В составе этих 252 материалов, кстати, был 31 материал, относящийся исключительно к фактам финансирования террористической деятельности. Что касается финансирования терроризма, выявленные факты касаются и нерезидентов, и наших граждан. Мы увязываем их с финансированием терроризма, мы видим, что эти люди или ранее были причастны к экстремистской деятельности, или к странам, где такая деятельность развита.
Что касается материалов об отмывании преступных доходов, это может быть все, что угодно: вексельные схемы, когда на подставных лиц приобретаются векселя банков в крупных размерах, обналичиваются и средства выводятся из страны. Это коррупционные вопросы, когда за границей оставляются так называемые "откатные" деньги чиновникам за какие-то услуги, которые они оказывают в России, пользуясь служебным положением. Это строительство доходных домой в Европе, вызывающее непонимание среди местного населения. Есть много схем мошенничества с товарами, продуктами, фиктивными услугами, контрактами. Все эти схемы сегодня известны, мы их видим, все материалы передаем в правоохранительные органы.
Ну, а дальше многое зависит от квалификации тех правоохранителей и судей, которые занимаются этими схемами. Если квалификация высокая, так и следствие потом идет как положено, если квалификация слабая – то и результаты на выходе такие же.
-- Вы намерены затрагивать вопрос совершенствования судебной практики в рамках разработки национальной стратегии противодействия отмыванию преступных доходов?
Обязательно! На апрель запланирован пленум Верховного суда РФ, специально по нашей теме – по противодействию отмыванию преступных доходов, где будет подробно рассмотрена вся соответствующая судебная практика. Ведь за весь прошлый год было вынесено всего 6 приговоров по 174-ой статье, всего шесть лиц было осуждено, это очень мало. В чем дело, почему? Наши юристы активно работают с судами, это будет рассмотрено, будет обобщена практика и выяснен вопрос, почему многие материалы не проходят в суде, хотя они явно заведены по подозрению в отмывании преступных доходов. А ведь таких материалов было много в прошлом году.
-- Но все-таки, по вашему мнению, основная причина – это недостаточная компетентность судей при рассмотрении подобных дел?
Я думаю, здесь сказывается все: оперативная и следственная работа, поскольку, действительно, многие судьи и следователи еще не в полной мере к ней готовы, а также вопросы определения предикатного преступления. Как правило, предикатное преступление, которое по тяжести опережает отмывание денег, поглощает само отмыванием преступных доходов. Предикатное преступление более тяжкое по срокам, например, 6-10 лет, и, применяя эту меру, тем самым применение 174-ой статьи, предусматривающей наказание на срок 4-5 лет, теряет смысл.
Так что, может быть, имеет смысл сразу заводить дела, не учитывая предикатное преступление. То есть когда очевидно, что имеется факт легализации грязных денег, прямо заводить дело по 174-ой статье и осуждать, или по статье 174-прим, то есть когда преступление совершается группой лиц или в особо крупном размере. То есть человек должен нести наказание за отмывание преступных доходов. Но, я думаю, решение этого вопроса должно сдвинуться с "мертвой точки" в этом году, после проведения в апреле пленума Верховного суда.
-- Ранее вы говорили, что 170 банков из 1,3 тыс. работающих в России кредитных организаций вообще не предоставляют информацию в КФМ о подозрительных операциях клиентов. Каковы результаты проверок этих банков со стороны ЦБ, о чем он вам должен был сообщить, привели ли эти меры к улучшению предоставления информации в КФМ со стороны банков?
Мы в течение последних двух лет и сейчас постоянно отслеживаем, кто из банков дает регулярно информацию, кто не дает вообще, кто дает неполную или, скажем мягко, среднего уровня информацию. Мы эту информацию направляем в Банк России, который на ее основе проводит проверки, оповещая нас об их результатах. Все 170 банков, не предоставляющие информацию в комитет, были проверены, в половине из них банков были серьезные замечания, 84 банка получили предупреждения. Мы постоянно встречаемся с руководством Банка России, обсуждаем эту тему, и можем сказать, какие банки действительно не могут давать такой информации, поскольку они не ведут деятельности, и нам просто странно, что они до сих пор числятся в числе кредитных организаций. Те банки, которые дают нам мало информации – мы тоже знаем, по какой причине, какая у них деятельность. Те, кто должны были давать сообщения, но не давали, стали их предоставлять, так как были наказаны и предупреждены со стороны Банка России.
-- Как обстоят дела с предоставлением информации в КФМ со стороны других организаций, помимо банков? Была ли налажена в 2003 году система сбора информации от организаций, в сфере которых отсутствуют надзорные органы - лизинговые компании, ломбарды, казино и тотализаторы?
Эти организации предоставляют нам информацию. Конечно, что касается организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, - это просто "непаханое" поле, мы его распахали, хотя пока, может быть, и не полностью. На сегодняшний день мы поставили на учет 2,5 тыс. организаций – лизинговых компаний, ломбардов, организаций игорного бизнеса. Из них мы согласовали правила внутреннего контроля 1035 организациям, отказали в согласовании 1144 организациям.
Пока это то, что нам удалось выявить по инвентаризации, хотя их, наверное, на самом деле больше, и процесс их постановки на учет продолжается. То есть мы "расчищаем" это непростое поле, где компании жили своей жизнью, никто их не проверял, а тут вдруг приходит КФМ России, и требует встать на учет, разработать правила внутреннего контроля, предоставлять информацию. Некоторые из этих компаний упорно не хотели этого делать, и мы вынесли уже почти 250 постановлений о штрафах - от небольших размером 10-70 тыс. рублей до 200 тыс. рублей.
-- Виктор Алексеевич, чтобы заставить недисциплинированные банки и другие организации предоставлять информацию в КФМ, вы можете использовать только механизм административного воздействия – штрафы, который не очень эффективен. Может быть требуется ужесточение ответственности за полноту и качества предоставляемой информации?
Это один из вопросов, о котором я говорю постоянно. Существует закон, согласно которому ряд организаций обязаны предоставлять информацию о подозрительных операциях клиентов в КФМ России. И здесь, мне кажется, должна быть не только административная, но и уголовная ответственность. Поскольку если эти организации чувствуют, что если они допускают нарушения в предоставлении информации, и большее, что им грозит – это относительно небольшой штраф, они так и будут относится к выполнению закона.
Во всех развитых странах мира, помимо административной, существует уголовная ответственность за несвоевременное или неправильное, искаженное, предоставление информации. Вот, например, в Великобритании один банк не предоставлял информацию, и там его оштрафовали на 1,5 млн. фунтов стерлингов за несколько не предоставленных сообщений и грозили банкиру пятью месяцами тюрьмы, так там живо зашевелились. Мы все равно к этому подойдем.
-- В следующий блок поправок вы будете включать это предложение?
Мы пока это не обсуждали. Но, возможно, эти вопросы будут подняты при работе над вторым и третьим блоками концепции национальной стратегии противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма. По крайней мере, обсуждаться это предложение будет, но какие решения в итоге будут приняты - пока трудно сказать.
-- Но вы по крайней мере видите это задачей на ближайшие два года?
Это очень важный вопрос, и, мое мнение, что эту проблему необходимо решать в течение ближайших 1-2 лет.
-- Виктор Алексеевич, и напоследок, может быть, не совсем обычный вопрос: как известно, Россия в 2006 году будет председательствовать в "большой восьмерке". Возможно ли, чтобы одновременно мы были бы председателями в FATF?
Председательство в FATF происходит по принципу ротации. Сейчас председательствует Швеция, в июле эта роль перейдет Франции, кто будет председателем в 2006 году – пока не определено. Я думаю, что до России очередь вполне тоже может дойти, если мы хорошо поработаем в этом и будущем годах. Тогда в 2006 году председательство России в FATF вполне реально, и в этом случае мероприятия в рамках планарных заседаний этой организации будут проводиться в Москве.
|