Время новостей
     N°28, 18 февраля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2004
Четыре года президента
Слова, вынесеннные в заголовок этой заметки на ближайший, без малого, месяц превращаются в надполосную рубрику в нашей газете. Сегодня это «Четыре года президента: Чечня».

Начиная серию тематических «итоговых» публикаций, мы преследуем вполне конкретную и даже прозаическую для журналистов цель - разобраться в том, что произошло в стране в первый срок правления Путина. Разобраться прежде всего для того, чтобы понять, что с ней (страной) может случиться во время второго путинского срока. Для упрощения задачи не будем подвергать сомнению неоднократно сказанные и многожды процитированные слова президента о том, что он не собирается не только становится пожизненным отцом нации, но и даже раздвигать на год-другой отпущенные ему, в случае переизбрания, конституционные сроки.

Четыре года назад ведущие колумнисты как мировой, так и отечественной прессы дружно заадавали вопрос о том, кто такой мистер Путин. Сегодня они столь же дружно, хотя и неодинаково на этот вопрос отвечают.

На самом деле, с самого момента не избрания даже, а произошедшего еще раньше наследования власти перед Путиным маячила дата перевыборов. Как любой трезвый политик он не мог ее игнорировать. Голосование 14 марта развяжет ему руки. "Распустит" ли их президент и с какой целью, вот в чем теперь вопрос.

Сегодня считается чуть ли не плохим тоном всерьез относится к мартовскому голосованию. Хотя разве кто-нибудь из властителей умов сомневался в исходе выборов четыре года назад (сомнения были лишь в том, потребуется ли второй тур)? А ведь именно тогда, вернее, еще летом 1999-го начала формироваться и набирать силу существующая и сегодня реальная оппозиция. Тогда эта оппозиция называлась Лужков--Примаков. Сегодня ее зовут Глазьев. Через четыре года именно этот лево-патриотический винегрет сплотит ряды и выдвинет реального претендента на высший пост.

За годы минувшие президент где с большим, где с меньшим успехом (а иногда и вовсе без оного) попробовал разворошить практически все сложившиеся при Борисе Ельцине муравейники. Какую область ни возьми, будь то макроэкономика или спорт, внешняя политика или оборона, правосудие или бизнес, отношения с олигархами или с губернаторами, везде были сделаны попытки то ли упорядочения, то ли систематизации, то ли установления контроля - как кому нравится, так пусть и называет. Что мы точно можем сказать, так это то, что застоя не наблюдалось. Оценивать же сделанное совсем непросто.

Можно, конечно, сказать, что Басманный суд доказал бессмыссленность судебной реформы и ненужность цивилизованного Уголовно-процессуального кодекса. Но можно на это возразить, что сформулированные законом пусть не выполняемые, но цивилизованные правила игры все-таки лучше, чем санкционированный произвол. Тот факт, что судебная реформа была все же затеяна, а новый УПК был принят большинством депутатов Думы, отрицать трудно. Поэтому по крайней мере примем его к сведению и запишем в историю минувшего четырехлетия, так же как десятки и сотни других фактов.

В конце концов, то, насколько хорошо или плохо правительство использовало благоприятную нефтяную конъюнктуру в минувшие четыре года - предмет для дискуссий. Экономический же рост в стране - это факт. Михаил Ходорковский в тюрьме - это тоже факт. Покупка Абрамовичем «Челси», а Вексельбергом -яиц Фаберже - факты. Американские войска в Киргизиии - факт. Поголовная выдача российских паспортов жителям Абхазии - факт. Горные лыжи, 13%-ный подоходный налог, пенсионные фонды, ОСАГО... - факты, факты, факты. То, что у нас по-прежнему, а может и даже в больших масштабах воруют и берут взятки, еще не означает, что больше вообще ничего не происходит. Происходит. Перечесление, причем далеко не полное, того, что произошло за четыре года, займет у нас 17 газетных полос, которые будут опубликованы в ближайший месяц. Начинаем же мы с того, с чего все началось. С Чечни.

Лев БРУНИ