|
|
N°28, 18 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самая крепкая «тройка» Европы
Берлин, Париж и Лондон приготовили Евросоюзу оригинальное блюдо
Сегодня в Берлине пройдет встреча канцлера Германии Герхарда Шредера с премьер-министром Великобритании Тони Блэром и президентом Франции Жаком Шираком. На первый взгляд -- достаточно заурядное мероприятие, каких было немало в прошлом. Но это отнюдь не так, ведь встреча «тройки» проходит всего за два месяца до майского расширения Евросоюза с 15 до 25 стран-членов, что ставит много острых вопросов.
В начале недели из берлинских правительственных источников «просочилась» информация, что федеральный канцлер Германии вместе с руководителями Великобритании и Франции затеяли реформировать Европейскую комиссию, ставшую в последние годы хрестоматийным примером европейской бюрократической неповоротливости. Сегодня в Берлине критика брюссельских чиновников обретет вполне конкретные очертания: ожидается, что Шредер, Блэр и Ширак объявят, что в своих законодательных инициативах еврочиновники не уделяют должного внимания интересам индустрии.
Еще год назад за подписью этой же «тройки» в Брюссель было направлено письмо с призывом к «радикальным мерам» по обеспечению «международной конкурентоспособности европейской промышленности». Однако радикальных перемен не произошло. Что стало поводом для новой европейской инициативы канцлера Шредера и примкнувших нему двух других лидеров стран «старой Европы».
Суть инициативы заключается в требовании учредить в Еврокомиссии новый пост «суперкомиссара» по промышленности и проблемам конкурентоспособности. Согласно разработанным в Берлине планам, таковой должен появиться уже будущей осенью, положив начало всеобъемлющей перестройке брюссельской администрации. Персонально речь идет о немецком социал-демократе Гюнтере Ферхойгене, ведающем сейчас вопросами расширения ЕС. При этом ответственные лица в Берлине дипломатично говорят о «пище для размышлений» относительно перспектив концентрации «разрозненных» интересов «в одном лице».
В настоящее время все эти разные задачи, которыми придется заняться одному суперкомиссару, разложены на плечи как минимум четырех еврочиновников -- Фритса Болкенштейна (внутриевропейский рынок), Маргота Валльстрема (экология), Паскаля Лами (торговля) и Эркии Ликкенена (промышленность).
Для своего наступления на Брюссель Шредер, Блэр и Ширак заручились серьезной поддержкой самой индустрии. Ожидается, что сегодня боссы пяти крупнейших европейских автомобильных концернов -- включая шефа немецкого Volkswagen Бернда Пишетсридера -- обратятся к председателю Еврокомиссии Романо Проди с аналогичными предложениями в поддержку «берлинской тройки». Канцлер Шредер уже заявил, что будет добиваться, чтобы немецкий «суперкомиссар» одновременно стал и заместителем председателя Еврокомиссии.
Намерение трех стран образовать в Евросоюзе некое «твердое ядро» натолкнулось на острую критику со стороны ряда государств как «новой», так и «старой» Единой Европы. Консервативные премьер-министры Испании и Португалии направили в Брюссель письмо с критикой германо-англо-французского сепаратизма. Это послание подписали также руководители Италии, Нидерландов, Польши и Эстонии. Они напомнили, что Евросоюз может функционировать лишь на основе «равноправности его стран-членов». А португальский премьер Дурао Бароссо в одном из последних выступлений и вовсе предостерег от «балканизации» Евросоюза. Это свое неординарное высказывание португалец пояснил следующим образом: «Нельзя ждать, что три страны сначала накроют на стол кушанья другим, а потом спросят, по вкусу ли им они».
Юрий ШПАКОВ, Берлин