|
|
N°28, 18 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Условный пуск"
Президент не увидел, как запускают ракеты с подлодки
Весь вчерашний день информагентства сообщали о том, что на крупнейшей в истории России стратегической командно-штабной тренировке в ходе проходящих в Баренцевом море учений на подводной лодке "Новомосковск" произошло ЧП. Первые сообщения о том, что подлодка не смогла произвести запуск баллистической ракеты, поступили в десять утра и комментировались в течение всего дня. Интриги произошедшему добавляло и то, что в свое время катастрофа с подлодкой "Курск" произошла именно из-за взрыва торпеды, которую заклинило в аппарате.
Руководство ВМФ ближе к вечеру, видимо, решило разрядить обстановку и сообщило, что "никаких нештатных ситуаций в ходе учений не было". Но уже после опровержения источник агентства РБК в штабе Северного флота заявил, что "командованием начато расследование инцидента". В результате на конец вчерашнего дня было ясно лишь, что межконтинентальная баллистическая ракета при старте с подлодки «Новомосковск» то ли застряла в пусковой шахте, то ли ее запуск был отменен, то ли он вообще не планировался.
Конфуз в том, что ЧП произошло (если оно действительно произошло) буквально на глазах наблюдавшего за учениями с борта ракетоносца "Архангельск" президента Владимира Путина. По первоначальной версии, ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск» К-407 планировал выполнить пуск морской баллистической ракеты РСМ-54. Ракета должна была поразить цель на полигоне Кура на Камчатском полуострове. Аналогичный запуск ракеты Путин уже наблюдал перед выборами 2000 года.
Однако насладиться зрелищем запуска баллистической ракеты Верховному главнокомандующему не удалось. В 10 часов утра появилось сообщение о том, что баллистическая ракета разрушилась сразу после выхода из пусковой шахты на поверхность воды. Сразу же после этого помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало заявил, что с одной из подлодок якобы планировался пуск баллистической ракеты-мишени, которая должна быть поражена зенитными средствами тяжелого атомного крейсера «Петр Великий». Его версия продержалась недолго.
Вскоре появились сообщения со ссылкой на флотские источники о том, что запуск двух баллистических ракет с "Новомосковска" не состоялся, потому что спутник заблокировал сигнал на запуск. По версии источника, во время предстартовой подготовки в одной из систем корабля обнаружился отказ. Командование ВМФ приняло решение пуск ракеты отменить, а для подстраховки старты двух баллистических ракет с АПРК "Новомосковск" заблокировали еще и военными спутниками. Тот же источник отметил, что ЧП не привело к каким-либо последствиям на борту подводной лодки.
В итоге же к вечеру официальная версия свелась к тому, что запуска ракет вовсе не планировалось. Дескать, план учений предусматривал только "условный пуск". По словам главкома ВМФ Владимира Куроедова, все мероприятия, предусмотренные командно-штабной тренировкой с участием сил и средств Северного флота, прошли штатно. «Баллистические стрельбы были спланированы «условным пуском». То, что подводная лодка и сделала дважды -- сначала в одном районе, а затем в другом. Это мы и наблюдали», -- заявил главком. Адмирал пояснил, что "условный пуск -- это электронный пуск ракеты без ее практического выхода из шахты". Между тем тот факт, что ракеты должны быть запущены с подводной лодки, пресс-служба ВМФ анонсировала еще до начала учения.
Источник газеты «Время новостей», близкий к Минобороны, не ставшему комментировать факт произошедшего, заявил, что чрезвычайные ситуации во флоте (в частности, технические сбои при запусках ракет) случаются нередко и ВМФ не имеет обыкновения доводить эти ЧП до сведения общественности. Независимые эксперты пока воздерживаются от комментариев и предположений касательно причин возможного сбоя в запуске ракеты. По словам научного руководителя Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук Владимира Дворкина, «проанализировать произошедшее имеет возможность только тот, кто находится сейчас непосредственно на месте запуска, нескольких часов для того, чтобы выстроить предположения, недостаточно». Если даже и была авария, то установить ее причину можно только спустя некоторое время, любые предположения, высказанные на скорую руку, вызывают большие сомнения, сказал он.
По словам военного эксперта, заместителя директора Центра анализа, стратегии и технологии Максима Пядушкина, вне зависимости от того, будет ли доказан факт ЧП, «удар по имиджу вооруженных сил произошедшее в Баренцевом море нанесло, несомненно, значительный, ведь учения должны были показать всю мощь вооруженных сих, в море вытащили все, что было возможно, даже авианосец». Если же произошла авария, то, по словам г-на Пядушкина, хорошо, что это видел президент, значит, реакция в виде мер поддержки вооруженным силам должна последовать незамедлительно.
Разумеется, выделение очередной порции денег на нужды вооруженных сил всех их проблем отнюдь не решает. По словам того же г-на Пядушкина, «проблема вооруженных сил в том, что когда им выделяются деньги и когда эти деньги дают возможность проводить так необходимые им учения, оказывается, что и квалификация утеряна, и техника изношена». Однако российские ядерные субмарины сегодня - один из самых современных видов вооружения. И, значит, опять дело в пресловутом «человеческом факторе».
Ирина СКЛЯРОВА