|
|
N°73, 24 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Утро мобильного рынка
В прошлом году специалисты по сотовой связи были озабочены тем, что число ее абонентов в мире растет не так быстро, как планировалось. Капиталовложения оказались далеко не такими доходными, как ожидали инвесторы. Некоторые мировые гиганты телекоммуникаций объявили о свертывании производственных планов и сокращении персонала. Президент АО «Вымпелком» (сеть "Би Лайн") Джо Лундер считает, что России все это не касается.
-- Несколько месяцев назад, еще до того, как западные аналитики начали пересматривать свои оптимистичные прогнозы развития сотовой связи в мире, вы сказали в одном интервью: «Мы можем ожидать необыкновенный рост количества сотовых телефонов в России». Вы и сейчас так считаете?
-- Да, я по-прежнему верю в быстрый рост российского сотового рынка. Я считаю, что сегодня этот рынок находится на очень ранней стадии своего развития. Он на много лет отстает от западных рынков. Число пользователей сотовых телефонов в Москве относительно невелико. Думаю, что к концу этого года у всех сотовых компаний в столице вместе будет от 3,2 млн до 3,5 млн абонентов и рост продолжится в 2002--2003 годах. Мы имеем очень интересный потенциал роста в регионах. Региональные рынки в своем развитии запаздывают на 2--3 года по сравнению с Москвой. Но на ближайшие 10 лет потенциал роста в провинции, возможно, даже выше, чем в столице. Я не удивлюсь, если со временем мы будем иметь в регионах больше абонентов, чем в Москве. Поскольку в российской экономике наблюдается общий рост и поскольку конкуренция заставляет сотовых операторов предлагать привлекательные для клиентов тарифы, я считаю, что российский рынок сотовой связи будет расти быстро. А потенциальная емкость только его московского сегмента -- это 5--6 млн человек. Когда количество сотовых абонентов достигнет этой цифры (то есть примерно 40% населения Московского региона), рынок приблизится к насыщению и его рост замедлится.
-- Когда это произойдет, по вашему мнению?
-- Сейчас еще рано предсказывать конкретные сроки. Я лишь могу сказать, что нас ждут еще 2--3 года быстрого роста рынка. А дальше... Слишком много людей в сотовой отрасли продемонстрировали свою абсолютную неспособность строить прогнозы больше чем на 2--3 года вперед. Я не хочу повторять их ошибок.
-- К тому времени, когда в Московском регионе 6 млн человек будут пользоваться мобильными телефонами и рост рынка замедлится, какую долю рынка рассчитывает контролировать ваша компания?
-- Такую же, как и сейчас, -- примерно 40%.
-- А как продвигаются ваши переговоры с компанией «Альфа-Эко» о финансировании ваших региональных проектов?
-- Насчет переговоров с «Альфа-Эко» я не могу говорить много, так как эта информация влияет на котировки наших акций. Могу только еще раз подтвердить, что мы действительно ведем с ними переговоры на эту тему.
-- Этим летом в Москве должен появиться третий по счету оператор сотовой связи GSM -- компания «Соник Дуо». Как это повлияет на рынок?
-- Я не очень хорошо знаю их планы. Насколько я понимаю, как раз сейчас они строят свою сеть. Думаю, что московский рынок достаточно велик, чтобы на нем поместилась еще одна компания GSM-связи. В общем появление новой сотовой компании на рынке -- это хорошая новость для пользователей. Увеличение конкуренции обычно приносит снижение цен и улучшение качества обслуживания.
Беседовал Михаил КУКУШКИН