|
|
N°27, 17 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пространство для четверых
Москва готова к виртуальной интеграции
Россия стремится форсировать создание новой интеграционной группы на территории бывшего СНГ. Президент Путин внес вчера на ратификацию в Госдуму соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), подписанное президентами России, Украины, Белоруссии и Казахстана в Ялте 19 сентября 2003 года. Однако, несмотря на всю монументальность затеи, мини-вариант Европейского Союза может так и остаться на ближайшие годы мертворожденной бюрократической структурой.
Пока что в соглашении о создании ЕЭП продекларированы лишь общие принципы взаимодействия: неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, унификация технических регламентов санитарных норм, единая тарифная политика в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа. Если относиться к этому серьезно, то такие заявления -- вполне амбициозная заявка на радикальные сдвиги в экономической политике всех стран -- участниц ЕЭП.
Однако несмотря на заявления российского вице-премьера Виктора Христенко о том, что создание Единого экономического пространства "четверки" "отвечает простым и прагматичным интересам -- снизить издержки от движения капиталов, товаров и рабочей силы", политическое видение интеграционного проекта странами-участницами предельно различно. Российский президент называет новое объединение «московской четверкой» и говорит о неких «широких перспективах» стран новой «четверки», имея в виду Таможенный и валютный союз. Леонид Кучма, спешащий вступить в ВТО, не скрывает, что ему от этого объединения нужна лишь зона свободной торговли. Белоруссия и Казахстан говорят о том, что пока не понимают, как будет соотноситься новое объединение с уже существующим ЕврАзЭС. ЕврАзЭС, в принципе, удовлетворяло по своим параметрам Россию, Белоруссию и Казахстан, новое же объединение в виде ЕЭП потребовалось России лишь для того, чтобы вовлечь в интеграционные процессы Украину.
Украина же продолжает выторговывать себе особые условия. И хотя основные позиции функционирования ЕЭП уже определены подписанным в Ялте рамочным соглашением о Едином пространстве, каково будет прикладное использование ЕЭП с точки зрения экономики, пока не знает никто. Дело в том, что выполнение конкретных обязательств стран -- участников новой «четверки» будет прописано в плане действий ЕЭП. План же рассчитан минимум на пять лет, так что времени для торга у любой страны будет еще предостаточно.
Пока что о Едином пространстве сказано лишь, что на его территории будут действовать единые механизмы регулирования экономик. Для подготовки плана действий нового объединения создано семь групп, которые начали анализировать национальные законодательства. Затем должны быть подготовлены отдельные четырехсторонние документы по урегулированию всех многочисленных аспектов взаимоотношений между четырьмя странами. Дело это не пяти и даже не десяти лет. В Европе, где объединение стран под флагом ЕС идет уже более пятидесяти лет, до сих пор идет процесс подгонки законодательств стран-соседей. И это при условии, что все страны осознают для себя важность объединения и сознательно стремятся к этому. Виртуальные же объединения стран на просторах бывшего СССР, создаваемые под влиянием сиюминутных политических интересов, так долго не живут.
Ирина СКЛЯРОВА