|
|
N°27, 17 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бренд с долгами
В «Роме» подтвердили факт переговоров с русской компанией
Спортивный директор итальянского футбольного клуба «Рома» Франко Бальдини признался, что действительно поступило предложение о покупке команды от русской компании. Несмотря на то что один из руководителей римского клуба не стал раскрывать название российской фирмы, речь скорее всего идет о нефтяной компании «Нафта-Москва». Не стал распространяться спортивный директор «Ромы» и о суммах, фигурирующих в ходе этих переговоров, и их результатах. На эту же тему отказался распространяться главный тренер команды Фабио Капелло. Однако сам факт контактов с иностранными инвесторами вызвал резкую критику со стороны некоторых общественных деятелей Италии.
Больше всех возмущался мэр Рима Вальтер Велтрони. Градоначальник не только выступил против продажи «Ромы» русским, но и обещал найти отечественных инвесторов, которые могут спасти один из самых популярных итальянских клубов. Скорее всего Велтрони имел в виду братьев Тоти -- хозяев строительного концерна Lamaro Appaiti. Однако президент «Ромы» Франко Сенси не горит желанием передавать бразды правления клубом именно этим бизнесменам, хотя подобная возможность ему не раз предоставлялась.
И в то же время заявление руководителя «Ромы», правой руки Франко Сенси, лишний раз говорит о том, что клуб находится в очень сложном положении. По разным оценкам, долги «Ромы» составляют от 250 до 300 млн евро. И вряд ли в Италии найдется бизнесмен, который сможет в одночасье погасить столь крупную задолженность. Италия -- это не Россия, где можно буквально из воздуха взять 400 млн (именно столько «Нафта-Москва» якобы планировала вложить в «Рому») и никто не спросит о происхождении этих денег.
Каждый год суммарные затраты клубов серии «А» составляют примерно 1 млрд долл. И 85% этой суммы уходит на зарплату игроков. Именно непомерно высокие суммы контрактов футболистов стали причиной глубочайшего финансового кризиса, который отразился буквально на всех итальянских командах. И даже самый благополучный клуб «Ювентус» впервые за последние семь лет был вынужден объявить о том, что прошедший год он закончил без прибыли. В остальных командах ситуация и вовсе плачевная. Клубы вынуждены задерживать выплаты футболистам по контрактам и даже в одностороннем порядке сокращают игрокам зарплаты.
Уже в этом сезоне многим клубам серии «А» грозило банкротство. Однако специальный закон, пролоббированный премьер-министром Италии и хозяином «Милана» Сильвио Берлускони, позволил клубам получить рассрочку по своим долгам на десять лет. Пришлось даже проигнорировать недовольство Евросоюза, по законам которого рассрочка по выплате задолженности любым предприятиям не может превышать трех лет.
В чем-то ситуация, сложившаяся в итальянском футболе, повторяется и в России. Наши клубы также платят неоправданные с экономической точки зрения зарплаты футболистам и покупают слишком дорогих игроков. Однако у итальянцев есть неоспоримое преимущество -- раскрученность брендов. «Рома», «Милан», «Интер» -- это гранды европейского футбола, содержать которые пусть и обременительно, но все-таки престижно. И именно за имя и за статус готовы платить русские бизнесмены, так как реальных прибылей от итальянского футбола сейчас ждать не приходится.
Но пока итальянский профессиональный футбол неохотно принимает в свои ряды новых функционеров. Взаимоотношения в кальчо настолько сложны и запутанны, а порой и граничат с криминалом, что новичку в этом бизнесе придется очень нелегко. Да и президенты клубов серии «А» не хотят впускать в свое общество новых игроков, да еще и с деньгами, которые могут взорвать трансферный рынок и втянуть всех в очередную финансовую войну.
Футбол. Чемпионат Италии. 21-й тур. «Брешиа» -- «Сампдория» -- 1:1, «Анкона» -- «Рома» -- 0:0, «Лечче» -- «Милан» -- 1:1, «Интер» -- «Удинезе» -- 1:2, «Сиена» -- «Парма» -- 1:2, «Болонья» -- «Модена» -- 1:1, «Ювентус» -- «Реджина» -- 1:0, «Лацио» -- «Эмполи» -- 3:0, «Перуджа» -- «Кьево» -- 0:2. Лидируют: «Милан» -- 52 очка, «Рома» -- 47, «Ювенутс» -- 46.
Андрей ВДОВИН