|
|
N°73, 24 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Базар на ярмарке
Русские и немцы поругались, чтобы договориться
Российский премьер Михаил Касьянов не стал обсуждать с канцлером Германии Герхардом Шредерем вопрос о российских долгах. При этом, несмотря на уверения г-на Касьянова в том, что долговая тема "уже достаточно отработана", "вечный вопрос" был чуть ли не гвоздем визита российского премьера в Германию. Просто на нынешнем этапе стороны решили поиграть мускулами, обозначив возможные радикальные позиции.
Радикализм по-немецки представил министр экономики Вернер Мюллер. Выступая на открытии Ганноверской промышленной ярмарки, г-н Мюллер буквально в лицо заявил Михаилу Касьянову, что его идея о конвертации долгов Парижскому клубу в инвестиции, мягко говоря, Германии не нравится. «Наше правительство должно настоять, чтобы механизм конвертации был применен лишь к части долга, записанного в переводных рублях, -- сказал г-н Мюллер. -- К долгам Парижскому клубу это не может иметь никакого отношения». То есть Германия, если и хочет инвестировать, то только под долги бывшего СССР бывшей ГДР, а остальное получать в твердой валюте.
Российская делегация, судя по всему, ничего иного от немецких чиновников не ждала. И позиция г-на Касьянова была известна заранее. Суть ее сводится к тому, что Россия свой долг Парижскому клубу обслуживает полностью, а в остальном вольна сама выбирать, что и по какой схеме выплачивать.
Российский премьер подтвердил, что механизм конвертации может быть использован только в отношении долга Парижскому клубу и не иначе. Что касается советского долга ГДР, то для начала эту задолженность необходимо официально признать. Сейчас российско-немецкая группа экспертов (от России ее возглавляет министр экономического развития Герман Греф) готовит доклад, где будет предложен механизм пересчета 6,4 млрд переводных рублей, в которых номинирован гэдээровский долг, в твердую валюту. Там же будут приведены документы, подтверждающие поставки немецких товаров в СССР.
Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» источник в окружении премьера, доклад будет представлен в июле. Но точка, очевидно, поставлена не будет. «И г-н Мюллер об этом отлично знает. Так что его заявления носят исключительно политический, а не экономический характер», -- пояснил правительственный чиновник. Вообще г-н Мюллер на Российском дне Ганноверской ярмарки не без удовольствия показал, кто настоящий хозяин. Он пожурил Михаила Касьянова за жесткие действия российских таможенников, предложил уволить парочку руководителей ГТК и похвалил за своевременную уплату долгов.
Кончилось тем, что на переговорах в Берлине россияне продекларировали канцлеру Шредеру свою готовность к диалогу и перешли от долгов к ВТО. Говорят, что либерально настроенный по отношению к России канцлер гневаться на упорных русских не стал и честно поговорил о дискриминации России на европейским рынке. Один из членов российской делегации сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что г-н Шредер готов пойти навстречу г-ну Касьянову и поспособствовать прекращению «особо неприятных антидемпинговых процедур». Вчера вечером российский премьер прибыл в Стокгольм, где уже сегодня проведет переговоры с шведским премьер-министром, а завтра -- с королем Густавом XVI.
По словам премьера, в Стокгольме будет обсуждаться и вопрос вступления России в ВТО. При этом г-н Касьянов заявил, что "сроки вступления никто не фиксирует". По его словам, Россия желает, чтобы до конца этого года были завершены основные переговоры о ее вступлении в ВТО. После этого начнется разработка "протокола о вступлении". Михаил Касьянов вновь подтвердил позицию России, согласно которой наша страна намерена стать полноправным членом ВТО. Для этого, по словам премьера, необходим переходный период, причем для различных отраслей промышленности он может продлиться от пяти до восьми лет.
Вера КУЗНЕЦОВА, Стокгольм