|
|
N°27, 17 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело не в крыше?
Прокуратура расследует причины трагедии
Прокуратура Москвы, ведущая расследование причин трагедии в аквапарке «Трансвааль-парк», унесшей жизни как минимум 25 человек, вчера впервые официально озвучила свои основные версии. «Думаю, что причиной катастрофы могли стать как конструктивные недостатки, так и нарушения строительных норм и правил, - сообщил вчера журналистам зампрокурора столицы Владимир Юдин. - А может быть, и то, и другое сразу. Мы будем стараться установить причинную связь, но на это уйдет продолжительное время».
Таким образом, следствие оставило пока под подозрением все структуры - и проектировщиков, и строителей, и контролирующие органы, которые были причастны к возведению на здании «Трансвааля» огромного железобетонного купола-шатра площадью более 5 тыс кв метров. Разобрать обломки этой многотонной конструкции, вмиг накрывшей парк водных аттракционов «Трансвааля» и его посетителей, вчера спасатели так и не успели. И точное число жертв трагедии по-прежнему оставалось неизвестно. Тем не менее, вчера во всей истории с расследованием причин катастрофы наметился совершенно неожиданный поворот.
От источников, близких к следственной бригаде, просочилась неофициальная информация, что уже не исключается вариант, согласно которому злополучная кровля аквапарка рухнула отнюдь не сама по себе, а все же вследствие постороннего воздействия.
По этим данным, при просмотре следователями видеозаписей камер слежения, которые были установлены в помещениях парка и фиксировали момент катастрофы, был обнаружен следующий факт. Якобы одна из металлических колонн, которые держали огромное полотно кровли аквапарка, начала деформироваться и отклоняться в сторону не после разрушения крыши - от разлетавшихся обломков, а за несколько секунд до этого. То есть крыша могла рухнуть не из-за инженерных просчетов или некачественных стройматериалов (эти версии априори считались пока главными), а вследствие другого дефекта - либо самой колонны, либо фундамента, на котором она стояла. В этой связи, кстати, был отмечен и другой факт - что здание «Трансвааля» было построено на краю оврага на насыпном грунте. И, гипотетически, его подвижка могла вызвать сдвиг колонны и, как следствие, - обвал крыши. Вчера эту версию никто официально не подтвердил, но и не опроверг. Очевидно в силу того, что пока ее проверить невозможно - на месте катастрофы все еще продолжаются поисковые работы, и следователи детально изучить именно фундамент и состояние грунта под «Трансваалем» смогут не раньше чем к концу недели. Хотя частично прояснить ситуацию смогут результаты экспертиз бетона и металлических деталей рухнувшей кровли, которые уже проводятся в рамках расследования. Кстати, озвучить выводы экспертов о качестве стройматериалов, применявшихся в «Трансваале», прокуратура обещала уже в ближайшие дни.
Понятно, что такую версию для руководства Москвы можно считать самой неприятной. Ведь если при возведении «Трансвааля» были нарушены только строительные и инженерные нормы, ответственность за это могут нести несколько разных структур. Земля же в столице, как известно, находится практически в полной власти городских чиновников.
Вчера столичные власти призвали не делать поспешных выводов относительно причин катастрофы. «Нельзя точно говорить о какой-либо версии случившейся трагедии, - сказал пресс-секретарь мэра и правительства Москвы Сергей Цой. - Об этом можно судить только после окончания работы спецкомиссии».
Что касается ситуации на самом месте трагедии, то вчера утром спасатели официально объявили о прекращении поисковой операции. По мнению экспертов, живых людей под обломками рухнувшей крыши «Трансвааля» уже теоретически оставаться не могло. В связи с этим к разбору завалов была подключена тяжелая техника. Завершить работу на месте трагедии спасатели планировали только сегодня к вечеру. Тогда же будет известно и точное число жертв катастрофы. Вчера же, по уточненным данным МЧС, погибшими числились 25 человек, тела которых были найдены и уже опознаны - 6 женщин, 12 мужчин и семеро детей. Кроме того, пропавшими без вести остаются еще 13 посетителей «Трансвааля».
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН