|
|
N°26, 16 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Система рухнула
"Трансвааль" развалился потому, что его плохо построили
Только сегодня, в лучшем случае к полудню, спасатели планируют завершить разбор завалов в здании центра развлечений (аквапарка) «Траснвааль Парк» на Голубинской улице, 16, на юго-западе Москвы, где вечером в субботу обрушилась часть кровли -- более 5 тыс. кв. метров бетонно-металлического полотна. Соответственно, лишь после этого власти смогут назвать окончательное число жертв этой трагедии, которую специалисты уже оценили как крупнейшую техногенную катастрофу за всю современную историю столицы. В течение вчерашнего дня количество погибших в «Трансвааль Парке», по сообщениям работавших на месте спасателей, увеличивалось почти каждый час и к вечеру достигло 28. Еще 17 человек -- зарегистрированных электронной системой контроля «Трансвааль Парка», но не найденных -- числились пропавшими без вести. Так что вчера спасатели не исключали, что общее количество жертв аварии вполне может составить 40--50. Достоверно же было известно только количество раненых -- 110 человек, из которых к вечеру воскресенья 20 уже были отпущены по домам.
Катастрофа в «Трансваале» по количеству жертв и масштабам разрушений стала далеко не самой трагичной страницей в истории Москвы за последние годы, однако для властей города она, безусловно, может уже считаться беспримерно серьезным испытанием. Только неделю назад москвичи пережили настоящий шок от взрыва в метро, когда погибли не менее 40 (точное количество жертв той трагедии, кстати, также до сих пор неизвестно) и около 250 были ранены. Естественно, сам факт таких событий, происходящих с такой частотой, мягко говоря, не придает оптимизма простым гражданам в плане осознания собственной безопасности и веры в будущее. Однако субботняя трагедия и сама по себе может считаться беспрецедентным ударом по авторитету властей, и в первую очередь московских. Уже достоверно установлено, что злополучная крыша «Трансвааля» рухнула без какого-либо целенаправленного внешнего воздействия -- чеченских ли террористов или еще кого то, просто сама по себе. Потому, что ее, грубо говоря, плохо построили.
Кто именно в этом виноват -- проектировщики ли, допустившие ошибку при расчетах, строители, что-то сделавшие не так или «сэкономившие» на качественных материалах, -- уже выясняют следователи. Но при любом раскладе главная ответственность за происшедшее может лежать только на властях, которые по закону должны контролировать и гарантировать безопасность всего строительства и которые сами же для этого создали массу надзирающих служб.
Столичные власти давно уже выбрали именно строительство, причем во всех его ипостасях -- дорожном, жилом, промышленном, «развлекательном» и т.д., -- главнейшим приоритетом ведения городских дел, упирая на то, что Москва неисправимо устарела. Столичные чиновники априори считали свой опыт самым передовым -- как в рекордных темпах «обновления» города, так и в методах, создав целую систему «привилегированных» фирм-исполнителей. О том, что эта система имеет массу «побочных» эффектов -- в виде воровства, приписок, коррупции и обычного брака, говорилось уже давно. Достаточно вспомнить уголовные дела по эпопее со строительством МКАД (следователи утверждали, что дорога получилась уже на 10--20 см проектной ширины). Но до сих пор столичные власти отбивали такие атаки достаточно успешно, списывая их на происки политических конкурентов. Однако ЧП в «Трансваале» -- как раньше гордо отмечали власти, самом большом аквапарке в Европе, -- в этом смысле вполне может пробить серьезную «брешь» в рядах столичных строителей. Потому как после массовой гибели людей уже совершенно на другом уровне вновь поднимает давно уже известные вопросы: действительно ли столь любимые из-за своей дешевизны турецкие строители могут обеспечить минимально безопасное качество работы (в самой Турции, как известно, эта проблема обсуждается после каждого землетрясения); действительно ли на столичных стройках нет возможностей для воровства и афер с материалами, действительно ли фирмы-подрядчики выбираются на правах честной конкуренции и т.д. и т.п.
Как развивалась трагедия в «Трансвааль Парке», следователи и спасатели смогли выяснить с точностью буквально до секунд практически в первые же часы работы на месте трагедии. Все происходившее в так называемом парке аттракционов -- огромном зале-ангаре с несколькими бассейнами, горками, центрифугами, искусственными речками, водопадами и пляжем -- до последнего момента фиксировали камеры слежения. В 19 часов 15 минут 43 секунды огромный железобетонный купол-шатер, «накрывающий» зал, неожиданно проломился посередине и секциями начал рушиться с 20-метровой высоты. В мгновение ока площадь в 5 тыс. кв. метров оказалась усыпана кусками битого стекла, бетона, металлических труб и пластиковых деталей аттракционов, образовав груду обломков высотой около трех метров и похоронив всех, кто оказался в средней полосе аквапарка. Основной удар пришелся на левую -- если смотреть с главного входа -- часть комплекса, в которой находились детский бассейн и бар. Всего, согласно данным электронной системы контроля за посетителями, установленной в аквапарке, в аварийной зоне в момент катастрофы находилось 426 посетителей и сотрудников.
Те, кого обломки не задели, тут же оказались буквально на улице - от рухнувшей крыши огромные стеклянные стены, до самого потолка - рассыпались, и в аквапарк хлынул поток морозного, температурой около минус 16 градусов воздуха. По словам очевидцев, первое что почувствовали все уцелевшие - шок, полное непонимание происходящего и панику. Одни с криками бросили на снег, оказавшийся буквально в метре - в сторону леса, на который выходили раньше окна парка. Другие - у кого дети, друзья и родственники были в центре зала - на образовавшуюся кучу строительного мусора. При этом все 420 человек оказались под открытым небом практически голыми - только в плавках и купальниках и с наручными браслетами, которые выдаются при входе всем посетителям и служат пропуском в разные зоны аквапарка.
Первые машины пожарных, «Скорой» и спасателей начали прибывать к «Трансваалю» в 19.30. Почти одновременно подоспели и грузовики с солдатами внутренних войск, сразу начавших выставлять плотное кольцо оцепления вокруг всего аквапарка. В самом здании в первое время царила полная неразбериха и суматоха. Всего в комплексе в момент катастрофы, с учетом «неповрежденных» зон (плавательный бассейн, ресторан, боулинг, танцзал) - как выяснилось, находилось около 1300 человек. Кто был одет - бежали на улицу, кто раздет - рвались в раздевалки, чтобы забрать одежду. Тех, кто выходил к спасателям у главного входа по улице - со стороны разрушенного аквапарка вокруг всего здания по глубокому снегу - тут же кутали в одеяла, сажали в машины и отправляли в больницы.
В целом закончить эвакуацию непострадавших и легкораненых посетителей удалось к 21.00. По информации оперативного дежурного комитета здравоохранения столицы, всего при этом было задействовано 50 экипажей «скорой». Вчера в больницах города оставалось 90 человек - в основном с порезами от разлетевшихся оконных стекол, ушибами и сотрясением мозга.
Вчера до позднего вечера расчистку завалов спасатели продолжали вести вручную -поскольку рухнувшие конструкции оказались сравнительно легкими, пострадавших, но живых людей из-под них доставали в течение всей субботы. При этом с первых же часов спасательной операции - чтобы еще остававшиеся под завалами люди не замерзли при 14-16-градусном морозе - на место бывшего аквкапарка были доставлены несколько мощных тепловизоров, нагнетавших над грудой обломков теплый воздух. Всего удалось таким образом откопать 50 человек. Последнего живого - молодую женщину - спасателям удалось обнаружить на месте катастрофы уже в воскресенье около 3 часов ночи. Потом из-под груды бетона и стекла бойцы извлекали только погибших. Вчера к вечеру их число достигло уже 28, включая 6 детей.
В субботу с утра после предварительного осмотра места трагедии представители прокуратуры Москвы возбудили уголовное дело по статье 109 УК РФ - причинение смерти по неосторожности. В первые часы после происшествия, следователи проверяли версию теракта - некоторые очевидцы, находившиеся в момент катастрофы как снаружи, так и внутри аквапарка, слышали громкий хлопок, а потом видели клубы дыма над обрушившейся крышей. Но эксперты ФСБ этот вариант почти сразу исключили. По их данным, за хлопок люди приняли на самом деле треск от ломающихся конструкций крыши, а дым оказался паром, который из нагретого до +26 С помещения вырвался на холодную улицу. Также эксперты ФСБ установили, что обрушение кровли произошло по технической причине без посторннего воздействия. По распоряжению прокурора Москвы Анатолия Зубова, эксперты уже взяли пробы бетона из которого был сделан купол комплекса, чтобы определить марки цемента, щебня, арматуры, которые использовались при строительстве. Только после этого специалисты надеются выяснить причину катастрофы.
Впрочем, не исключено, что обрушение кровли произошло и по вине проектировщиков, которые могли не учесть те или иные аспекты такого объекта - большой перепад температур внутри и снаружи аквапарка, влажность и т.д. Следователи, кстати, уже выяснили, что снега на рухнувшей крыше аквапарка, не смотря на недавние обильные снегопады, почти не было. Зато по словам оцчедцев, на обломках рухнувшей кровли они видели толстый слой наледи. В любом случае, следователи уже побывали в офисах компаний «Сергей Киселев и партнеры», проектировавшей здание «Трансвааля», и фирмы «Европейские Технологие и Сервис», занимавшейся его эксплуатаций.
Руководители Москвы, все выходные дни дежурившие на месте кататрофы, от однозачных оценок причин происшедшего явно воздерживались. Только вице-мэр Валерий Шанцев объявил, что отдал распоряжение о провреке в столице всех зданий со "сложной" конструкцией кровли. Глава же Госстроя России Николай Кошман, со своей стороны, объявил о приостанвоке действия лицензий как турецкой строительной фирмы «Кочак иншаат», возводившей «Трансвааль парк» в Ясеневе, так и архитектурного бюро «Сергей Киселев и партнеры».
Изменены маршруты общественного наземного транспорта
В районе аквапарка «Трансвааль Парк» действуют усиленные меры безопасности. Все дороги, ведущие к развлекательному комплексу, перекрыты как для общественного, так и для частного автотранспорта. Изменены и маршруты наземного транспорта в районе станции метро «Ясенево»:
-- троллейбус №72, следовавший ранее по маршруту «Проезд Карамзина -- станция метро «Варшавская» через Голубинскую улицу, теперь поедет по Новоясеневскому проспекту до станции «Битцевский парк»;
-- движение троллейбуса №85 отменено;
-- для транзитного обслуживания Голубинской, Тарусской и Ясногорской улиц увеличено количество автобусов на маршруте №264 -- от Голубинской через Вильнюсскую улицу до станции «Ясенево».
Точных данных о том, когда будет восстановлено движение вблизи аквапарка, пока нет. Столичные власти поясняют, что до окончания спасательных и технических работ всем придется пользоваться объездными маршрутами.
Горячая линия для пострадавших в развлекательном центре и их родственников
Министерство по чрезвычайным ситуациям сообщило вчера об изменении контактных телефонов горячей линии. Все желающие получить информацию о пострадавших могут обращаться в оперативный штаб МЧС в Ясеневе по следующим номерам: (095) 422-33-05, 422-33-83 и 427-64-11.
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН