|
|
N°26, 16 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подсчет прокурора
Бывшим руководителям "Аэрофлота" рассказали об их тюремном будущем
В Савеловском суде Москвы завершилось разбирательство по скандальному «делу «Аэрофлота». В пятницу на начавшихся прениях свое мнение о подсудимых и их ответственности перед законом высказала гособвинитель Ирина Шляева. Она потребовала признать всех подсудимых виновными и приговорить бывшего первого заместителя гендиректора авиакомпании Николая Глушкова к восьми годам колонии, другого экс-замгендиректора, Александра Красненкера, -- к пяти с половиной годам, главного бухгалтера Лидию Крыжевскую -- к пяти годам, главу Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Романа Шейнина -- к четырем годам. Материалы в отношении еще одного обвиняемого по этому делу, предпринимателя Бориса Березовского, выделены в отдельное производство. Он числится в международном розыске, хотя недавно получил политубежище в Великобритании.
По версии Генпрокуратуры, в 1995--1996 годах г-н Глушков, пользуясь тем, что тогдашний гендиректор «Аэрофлота» Евгений Шапошников не особо силен в экономических вопросах, уговорил его аккумулировать 80% валютной выручки авиакомпании в швейцарской фирме «Андава» (ее совладельцами, по версии следствия, являлись сам Глушков и Березовский). В результате Александр Красненкер отправил в 80 зарубежных представительств «Аэрофлота» предписание перечислять все заработанные средства «Андаве», а Лидия Крыжевская визировала такие соглашения с «Андавой». Как считают в Генпрокуратуре, через швейцарскую фирму Глушкова и Березовского прошло около 250 млн долл., часть которых была расхищена.
По версии обвинения, «Аэрофлот» заключил ряд договоров с компаниями ФОК и «Грэндглэнд» (обе -- «дочки» «Андавы») о предоставлении ему через ту же «Андаву» кредитов на крайне невыгодных условиях. В случае если «Аэрофлот» не мог вовремя расплатиться по этим кредитам, ФОК имела право списывать сумму долга вместе с пени и штрафами прямо со счетов «Андавы». По данным следствия, «Аэрофлот» умышленно вовремя не возвращал деньги, и в результате ФОК только на пени и штрафах заработала 214,9 млн руб. Причем по документам, полученным Генпрокуратурой от швейцарских коллег, эти деньги ушли на личные счета обвиняемых в UBS-банке: Красненкеру -- 600 тыс. долл., Крыжевской -- 500 тыс. долл., Глушкову -- 54 тыс. швейцарских франков, Шейнину -- 250 тыс. долл. «И это только те суммы, которые мы обнаружили», -- заявила суду г-жа Шляева.
Сегодня на суде начнут выступать адвокаты обвиняемых, которые обещают «разгромить» доводы Генпрокуратуры. Они планируют доказать, что аккумулирование денег в «Андаве» было экономически обоснованно: «Аэрофлот» в тот период нуждался в кредитах ФОК, а потому у него действительно не было денег, чтобы вовремя расплатиться по долгам.
Также на процессе рассматривались и материалы о попытке побега г-на Глушкова. По данным следствия, организовать эту операцию пытался соратник Березовского Бадри Патаркацишвили (он находится в розыске и живет в Грузии), который привлек для этого экс-главу службы безопасности ОРТ Андрея Лугового и двух охранников Глушкова. 11 апреля 2001 года, когда бизнесмена привезли из СИЗО на лечение в Гематологический центр, его попытались тайно вывезти на машине. В этот момент сам беглец и его сообщники были схвачены ФСБ. Ирина Шляева попросила признать Лугового и телохранителей Глушкова виновными и назначить им срок, который они уже отбыли под арестом.
Александр ШВАРЕВ